28.09.2023
Слово «кадет» происходит от французского [cadet – младший] в дореволюционной России и некоторых иностранных государствах воспитанник кадетского корпуса. Кадетские корпуса были закрытыми средними военно-учебными заведениями для мальчиков, готовящихся к офицерской службе.
1-ый Кадетский Корпус открылся в 1732 году и к середине 19 века, было 18 кадетских корпусов. С 1863 по 1882 года вместо кадетских корпусов действовали военные гимназии.
С 1917 по 1918 года в России существовали кадетские корпуса, а 1918 году были упразднены.
История кадетских корпусов в России берет начало 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. В указе подчеркивалось, что «Школа оная потребна не токмо к единому мореходству и инженерству, но артиллерии и гражданству к пользе». Петр понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Срок обучения в школе был неограничен. Некоторые постигли науки за 4 года, иные -13 лет. Переводных экзаменов не было. Из класса в класс ученики переводились по мере выучки, поэтому и возраст их сильно различался - от 15 до 33 лет. Наиболее богатых или способных направляли на практику за границу. По возвращению их подвергали строгому экзамену. Иногда экзаменатором был сам Петр.
В России термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны.
29 июня 1731 года ею был подписан указ о создании Шляхтинского кадетского корпуса для обучения юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Тем самым закладывались основы двойного назначения корпусов: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников.
В последующей истории своего существования вплоть до октября 1917 года и далее до расформирования, в 1956 г., последнего, пребывающего в эмиграции российского кадетского корпуса, данные учреждения не обязывали своих выпускников исключительно к военной карьере. «В военные училища направляются только те кадеты-выпускники, кто способен к военной службе» - гласило Положение о кадетских корпусах 1886 года.
Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще.
Священным праздником всех кадет является 17 февраля, когда в 1732 году начались занятия в школе, впервые именованной «Кадетский корпус», который был учрежден приказом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году.
Выпускники кадетских корпусов составляли гордость не только России, но и, можно сказать, всей земной цивилизации.
Кадетами были фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Нахимов и другие.
Поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, художник Верещагин и другие.Писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков и другие.
К моменту революции 1917 года в России насчитывалось 29 корпусов. В 1920 году вместе с частями Русской армии, эвакуированной бароном Врангелем, они попали на чужбину. Не предаваясь отчаянию, не унывая и не жалуясь, кадеты прошли через муки эмигрантской жизни, сохраняя и продолжая традиции своего воспитания и образования.
Во время Великой Отечественной войны в 1943 - 1945 годах в России появились первые суворовские и нахимовские училища, прообразом которых послужили кадетские корпуса. Примечательно, что среди их учителей были бывшие преподаватели кадетских корпусов, а среди офицеров-воспитателей - воспитанники этих учебных заведений. В трудную военную осень 1943 года были открыты первые 11 училищ, в 1944 году - еще 6, потом еще и еще. В них принимали «детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов». За годы своей деятельности суворовские училища подготовили десятки тысяч будущих курсантов высших военных училищ (теперь - военных институтов и университетов), и сейчас трудно найти воинскую часть, где бы ни выполняли свой ратный долг их питомцы. Сотни из них заслужили высокие генеральские звания, десятки стали Героями Советского Союза и Героями России.
В современной России вновь возрождаются традиции кадетского образования. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ и другие учебные заведения, которые осуществляют подготовку воспитанников в различных направлениях. (источник - http://kadet.tomsk.ru/node/9)
23.10.2023
Слово о кадетах Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Береги землю родимую как мать любимую. Смело иди в бой – Родина за тобой. Честь солдата береги свято. В этих пословицах кроются заветы наших предков, которые помогают передать кадетам ценность категорий: мать, дом, Родина, честь, долг. Только так можно сформировать личность, готовую служить России на военном и гражданском поприще. Воспитание в кадетских классах строится на трудах великих ученых-педагогов и наследии полководца Александра Суворова. Основная цель воспитания в кадетских классах — воспитание чувств патриотизма кадет на основе формирования ценностных ориентаций, подготовка воспитанников к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Всем известно: сердце, не занятое нами, немедленно займет наш враг. Следовательно, в лицее созданы условия для духовно-нравственного совершенствования подростков. В этом помогает библиотечно-информационный центр — центр духовно-нравственного воспитания школьников. Библиотека в год проводит более сотни мероприятий, объясняющих школьникам понятия: честь, долг, служение, подвиг, — опираясь на современные периодические издания и художественную литературу. В настоящее время создана система дополнительного образования кадет с учетом их возрастных особенностей и возможностей школы. В 7К классе реализуется программа по строевой подготовке, обязательным является посещение спортивных секций, проводятся занятия по бальным танцам, ; организованы военизированные эстафеты. Особое место в кадетских классах занимает воспитательный процесс, который охватывает все направления патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. Воспитательная задача в кадетских классах состоит в возможно полном развитии духовных сил воспитанников, в пробуждении и закреплении в них чувства чести, добра и правды, в приобщении кадет к здоровому образу жизни, в надлежащей выработке их стремлений и действий с нравственной нормой. Воспитательный процесс в кадетских классах планируется по определенным направлениям: «России верные сыны» (нравственно-патриотическое воспитание кадет). «Готовься стать солдатом» (гражданско-правовое воспитание кадет). «В здоровом теле здоровый дух» (формирование здорового образа жизни кадет). «Твори, выдумывай и пробуй» (культурно-эстетической воспитание кадет). «Если не я, то кто же…?» (формирование активной жизненной позиции кадет). Традиционные мероприятия в кадетских классах: Вахта Памяти; День российского кадета; Посвящение в кадеты; Встреча с ветеранами; Уборка могил солдат; Музейные уроки; Военно-патриотические игры; Строевые смотры; Спортивное ориентирование; Творческие конкурсы, смотры, фестивали патриотической песни; Кадетский бал; Волонтерская деятельность; Военно-полевые сборы; Суворовские чтения.
Просмотров всего: , сегодня: