Литературное чтение 3 кл

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
 понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осмысленно готовиться
 употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
 наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
 пользоваться элементарными приѐмами анализа текста; составлять краткую аннотацию
(автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по
образцу;
 самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль
произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
 задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
 делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
Учащиеся получат возможность научиться:
 понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина,
Толстого, Чехова, Тютчева,Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
 выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы,
особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается
с сатирическими нотками и пр.);
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своѐ отношение к содержанию и героям
произведения;
 формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить
эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о
проблеме;
 делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план
пересказа, продумывать связки для соединения частей;
 находить в произведениях средства художественной выразительности;
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в
соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
 писать небольшие по объѐму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни
человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
 пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
 сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности,
осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

2

Учащиеся получат возможность научиться:
 подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли
известных писателей, учѐных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся,
осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские
национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и
др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках,
посвящѐнных великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
 писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
 определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими
словами; соотносить с пословицами и поговорками;
 понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательства этому в тексте;
 осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического
стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства
сходства и различия;
 находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
 сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора);
 определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
 создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
 формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданнойзадачей;
 читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
 составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой(парой) план изучения темы урока;
 фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
 предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
 осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
 формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

3

 формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными
учебными потребностями и интересами;
 читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений,
выразительно, выборочно и пр.);
 осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный
группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно,
альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана
работы;
 принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
 выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения
темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их
выполнение;
 оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и
выбранными формами оценивания;
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
 сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
 самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
 понимать смысл русских народных и литературных сказок ,рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать
значение этих произведения для русской и мировой литературы;
 предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
 определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения;
 создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
 сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
находить сходства и различия;
Учащиеся получат возможность научиться:
 находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать
полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и групповой работе;
 находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их
в своих творческих работах;
 сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную
сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
 сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки,
кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
 находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или
давать название выставке книг;

4

 сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
 создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10
предложений;
 понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и
стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого,
Горького и др.) для русской и мировой литературы;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших
стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных
заданий;
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
 высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное
произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
 понимать цель своего высказывания;
 пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
 участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;
 создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
 проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать
компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
 объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
 отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
 опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
 формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в
группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
 определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным
критериям;
 определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на
основе нравственных норм;
 руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев
и своего собственного поведения;
Учащиеся получат возможность научиться:
 высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение,
проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
 формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось
бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести
пример...» и пр.;
 пользоваться элементарными приѐмами убеждения, приѐмами воздействия на
эмоциональную сферу слушателей;
 участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе
неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
 создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
 способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога
(полилога);

5

 отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному
произведению;
 определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при
подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
 определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
 оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм,
принятых в обществе;
 искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно
разрешать конфликтные ситуации;
Личностные:
Учащиеся научатся:
Личностные
 понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
 с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в
своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах
восхищение и уважение к ним;
 самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать
собственные высказывания и произведения о Родине.
Учащиеся получат возможность научиться:
 понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине,
находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных
произведений;
 собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины,
местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до
слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, урокиконцерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Самое великое чудо на свете ( 2 часа)
Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество ( 9 часов)
Русские народные песни. Докучные сказки.Сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект «Сочиняем вместе
волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями»
Поэтическая тетрадь 1 ( 6 часов)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из
окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать
беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели ( 19 часов)

6

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год
осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о
царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;
3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой.
«Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда
девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь 2 ( 4 часов)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и
зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой
зеленый ельник у дороги...».
Литературные сказки ( 5 часов)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные
Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;
3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».Контрольная работа. Чтение вслух.
Были - небылицы ( 6 часов)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;
3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 ( 4 часов)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая
избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое ( 12 часов)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;
3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;
5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»;
8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 ( 8 часов)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука»,
«В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».Проект
«Праздник поэзии».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок ( 12 часов)
1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок
на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;
4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов ( 8 часов)
1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы»,
«Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».Контрольная работа. Чтение вслух.
Зарубежная литература ( 7 часов)
«Храбрый Персей», Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7

№

Название темы

Количество часов
Попримерно
й
(авторской)
программе

По
рабочей
програм
ме

Количество
контрольных
работ
По
примерн
ой
(авторск
ой)
програм
ме

По
рабочей
програм
ме

Количество
проверочных
работ

Количество
проектов

По
примерн
ой
(авторск
ой)
програм
ме

По
рабочей
програм
ме

По
примерн
ой
(авторск
ой)
програм
ме

По
рабочей
програм
ме

1

1

1

1

2

2

1

Самое великое чудо на
свете

2

2

2

Устное народное
творчество

9

9

1

1

3

Поэтическая тетрадь 1

6

6

1

1

4

Великие русские писатели

19

19

1

1

5

Поэтическая тетрадь 2

4

4

1

1

6

Литературные сказки

5

5

1

1

7

Были-небылицы

6

6

1

1

8

Поэтическая тетрадь 1

4

4

1

1

9

Люби живое

12

12

1

1

10

Поэтическая тетрадь 2

8

8

1

1

11

Собирай по ягодке –
наберешь кузовок
По страницам детских
журналов
Зарубежная литература

12

12

1

1

8

8

1

1

7

7

1

1

102

102

12

12

12
13

ВСЕГО

1

1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».