Русский язык 3 кл

1

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
• Осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны
Российской Федерации, языка межнационального общения;
• представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку,
понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному
использованию;
• понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения
(в объѐме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в
ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного
отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
• овладение основными понятиями и правилами (в объѐме изучаемого курса) из области
фонетики, графики, лексики,морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить,
опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки,
буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач;
• овладение основами грамотного письма (в объѐме изучаемого курса), основными
орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и
пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
• Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые
учебные задачи;
• овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной
задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом
уровнях; проявлять познавательную инициативу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения
задачи;
• учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
• выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить
необходимые коррективы;

2

• оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха
и способы преодоления трудностей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
• Осознавать познавательную задачу, решать еѐ (под руководством учителя или
самостоятельно);
• самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе
(с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать
еѐ для выполнения учебных заданий;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить еѐ в словесную форму;
• использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать
цель чтения;
• воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов
разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно
содержание текста;
• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед
аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал
(плакаты, презентацию);
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для
решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для
решения лингвистических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
• ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными
способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
• осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение
языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям;
• осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков и их синтеза;
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
• составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при
решении лингвистической задачи;
• строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы, формулировать их.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

3

• Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и
ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность,
точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных коммуникативных
задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
• участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),
договариваться с партнѐрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему
решению, осуществлять взаимоконтроль;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
• контролировать действия партнѐра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
• учитывать разные мнения и интересы и высказывать своѐ собственное мнение (позицию),
аргументировать его;
• оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности;
• строить монологическое высказывание с учѐтом поставленной коммуникативной задачи;
• применять приобретѐнные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Личностные результаты
• Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина
России;
• осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие чувства любви и гордости к Родине, еѐ народу, истории, культуре;
• развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному
достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов
изучения русского языка;
• развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и
читательской деятельности;
• формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственных информационных объектов и др.);
• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
• ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие
другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
• понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих
людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
• осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесѐнную в общении
речь;

4

• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников,
сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности
языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ
ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую
тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение,
обосновывать его с учѐтом ситуации общения;
• применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при
обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми,
плохо владеющими русским языком;
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на
поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения
правильности, точности, ясности содержания;
• строить предложения для решения определѐнной речевой задачи, для завершения текста,
для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
• понимать содержание читаемого текста, замечать в нѐм незнакомые слова, находить в нѐм
новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или
главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части
текста;
• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте
повествовательного характера;
• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• знакомиться с жанрами объявления, письма;
• строить монологическое высказывание на определѐнную тему, по результатам наблюдений
за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять
собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия;
сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать
требование каллиграфии при письме;

5

• составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный
тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин
художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной
учениками пословицы или поговорки;
• использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение,
повествование;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом
при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную
тему;
• находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности,
точности, богатства речи;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• характеризовать звуки русского языка: гласный – согласный, гласный ударный –
безударный, согласный твѐрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий,
парный – непарный (в объѐме изученного);
• определять функцию разделительного твѐрдого знака (ъ) в словах;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ,
коньки, в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я(ѐлка, поют), в словах с разделительными
ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
• осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг
слов определѐн словарѐм произношения в учебнике);
• использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и
справочниками;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
• пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в
учебнике алгоритму;
• оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в
речи собеседников (в объѐме орфоэпического словаря учебника);
• пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении правильного произношения слова
(или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю,
родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или
толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

6

• наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах
омонимов;
• иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт
различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
• наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их
значение в тексте и разговорной речи;
• распознавать слова, употреблѐнные в прямом и переносном значении (простые случаи);
• иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в
устной и письменной речи;
• замечать в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении, а
также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
• размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
• приобретать опыт редактирования употреблѐнных в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
• различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и
синонимы;
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые
случаи), корень, приставку, суффикс;
• выделять нулевое окончание;
• подбирать слова с заданной морфемой;
• образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых
слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолѐт и др.), выделять в них корни; находить
соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
• сравнивать, классифицировать слова по их составу;
• соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
• осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
• наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

7

• разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по
составу;
• подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и
суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
• распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
• распознавать
имена
существительные;
находить
начальную
форму
имени
существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена
существительные по числам и падежам;
• распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от
формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного;
определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по
числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
• распознавать глаголы; определять начальную (неопределѐнную) форму глаголов (первое
представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»;
определять грамматические признаки глагола – форму времени, число, род (в прошедшем
времени);
• распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические
признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов;
• узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и
порядковые имена числительные;
• устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
• узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
• подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и
устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объѐме
программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
• наблюдать за словообразованием частей речи;
• замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочѐты в употреблении
изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать предложение, словосочетание и слово;
• выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
• определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные,
побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно
интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
• различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
• находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды);

8

• устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать еѐ в
схеме;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• различать распространѐнные и нераспространѐнные предложения, составлять такие
предложения;
• отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
• разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу
(подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения,
определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные
члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
• выделять в предложении основу и словосочетания;
• находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
• опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
• непроизносимые согласные;
• разделительный твѐрдый знак (ъ);
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными
(перечень см. в словаре учебника);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
• мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, брошь, мышь);
• безударные родовые окончания имѐн прилагательных;
• раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем
словах (в объѐме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объѐмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объѐмом 55 – 60 слов) в соответствии с изученными правилами
правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
• соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
• е и и в суффиксах имѐн существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• запятая при обращении;

9

• запятая между частями в сложном предложении;
• безударные родовые окончания имѐн прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1«Язык и речь» (1 ч.)
Виды речи. Речь, еѐ назначение. Речь — отражение культуры человека.
Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Раздел 2«Текст. Предложение. «Словосочетание» (12 ч.)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная
мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование,
описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при
изучении всего курса русского языка).
Предложение (повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге)
Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины
К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные;
по интонации: восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного
города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной
коммуникативной задачей.
Повторение и уточнение представлений о составе предложения.
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий).
Распространѐнные и нераспространѐнные предложения.
Разбор предложения по членам.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией — таблицы и
памятки.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д.
Поленова «Золотая осень».
Проверочная работа №1.
Раздел 3«Слово в языке и речи» (15 ч.)
Повторение и уточнение представлений. Номинативная функция слова, понимание слова
как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и в
переносном значении; синонимы, антонимы. Омонимы. Использование омонимов в речи.
Контрольный словарный диктант №1
Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значения фразеологизмов и их использование в
речи.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

10

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи (имени
существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Проверочная работа №2 по теме «Слово в языке и речи».
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных
зарисовках текста.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.Т. Хруцкого
«Цветы и плоды».
Имя числительное (общее представление).
Проверочная работа №2
Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных
(родственных) словах, о корне слова.
Проект «Рассказ о слове».
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и уточнение представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу) и безударными
гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по
глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно
составленному плану.
Проверочный диктант №1 по теме «Слово в языке и речи»
Раздел 4 «Состав слова» (40 ч.)
Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нѐм. Окончание. Формы слова.
Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове.
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их
употребление в речи. Разбор слова по составу. Ознакомление со словообразовательным словарѐм.
Проверочная работа №3
Формирование навыка моделирования слов. Редактирование предложений с неуместным
употреблением в нѐм однокоренных слов.
Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нем
однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Проект: «Семья слов».
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути еѐ
решения, решать еѐ в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать
учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов с безударными
гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед
согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание
слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и
предлогов. Правописание слов с разделительным (ъ) твѐрдым знаком.
Контрольное списывание
Контрольный диктант№1
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».
Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного текста по
самостоятельно составленному плану.
Раздел 5 «Части речи» (59 ч.)

11

Имя существительное (26 ч.)
Имя прилагательное (15 ч.)
Местоимение (3 ч.)
Глагол (15 ч.)
Части речи (повторение и уточнение представлений). Части речи: имя существительное,
имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее
представление). Имя существительное. Повторение и уточнение представлений. Значение и
употребление имѐн существительных в речи. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена
существительные.
Развитие речи.Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имѐн собственных
Проект: «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имѐн, тайне своего имени; развитие
мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имѐн существительных, изменение имѐн существительных по числам. Имена
существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мѐд)
Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Род имѐн существительных: мужской, женский, средний. Имена существительные общего
рода (первое представление). Формирование навыка культуры речи: норм согласования (лесная
мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.) Формирование нравственных представлений о
качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.)
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного
рассказа по серии рисунков.
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имѐн существительных женского рода (рожь,
тишь, вещь)
Проверочный диктант.
Изменение имѐн существительных по падежам. Склонение имѐн существительных
Начальная форма имени существительного. Определение падежа, в котором употреблено имя
существительное. Морфологический разбор имени существительного. Обобщение знаний об
имени существительном.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.Я. Билибина «Иванцаревич и лягушка-квакушка».
Контрольный словарный диктант №2
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
Проверочный диктант №3 по теме «Имя существительное».
Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень»(устно)
Проект: «Зимняя страница».
Имя прилагательное. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с
именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Воспитывать чувство прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и
репродукциями картин русских художников. Текст-описание. Художественное и научное
описание. Использование имѐн прилагательных в тексте-описании.
Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Формы имѐн прилагательных. Род имѐн прилагательных. Изменение имѐн прилагательных
по родам (в единственном числе). Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени
существительного. Родовые окончания имѐн прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Число имѐн прилагательных. Изменение имѐн прилагательных по числам,
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Падеж имѐн прилагательных (общее представление).
Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. (устно)

12

Изменение имѐн прилагательных, кроме имѐн прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по
падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа
имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени
прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.
Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова
«Девочка с персиками».
Проект: «Имена прилагательные в загадках»
Контрольный диктант с грамматическим заданием №2
Личные местоимения. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения
единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический
разбор местоимений.
Проверочная работа №4 по теме «Местоимение»
Формирование бережного отношения к природе.
Развитие речи. Составление письма.
Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление в речи.
Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам
Число. Изменение глаголов по числам.
Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
Формы глагола. Начальная (неопределѐнная форма глагола). Глагольные вопросы: «что
делать?» и «что сделать?». Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Времена глагола: настоящее, прошедшее и будущее. Изменение глаголов по временам.
Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным
словам и самостоятельно составленному плану.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые
окончания глаголов (-а, -о).
Развитие речи. Составление предложений и текста.
Правописание частицы не с глаголами. Обобщение знаний о глаголе.
Морфологический разбор глагола.
Проверочная работа.
Контрольный диктант.
Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»
Раздел 7:«Повторение» (9ч.)
Обобщение изученного о слове, предложении. Звуки речи и звуки природы. Правописание
безударных гласных.
Контрольное списывание текста, осложнѐнного пропущенными орфограммами, из
деформированных предложений.
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3

4
5
6

1

1

12

12

15

15

42

40

61

59

5

9

136

136

1

2

По
рабочей программе

По
примерной (авторской)
программе

По
рабочей программе

По
примерной (авторской)
программе

Проверочная Проект
работа

1

1

3

3

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

1

1

1

1

4

4

2

3

2

2

3

3

15

15

1

2

По
рабочей программе

По
Рабочей программе

Контрольный
диктант

По
рабочей программе

2

Язык и
речь
Текст.
Предло
жение.
Словосо
четание
Слово в
языке и
речи
Состав
слова
Части
речи
Повторе
ние
Итого

По
примерной (авторской)
программе

Проверочный
диктант

Развитие
речи
По
примерной (авторской) программе

1

Количество контрольных работ

По
примерной (авторской)
программе

Количество
часов

По примерной (авторской)
программе

е темы

По
рабочей программе

№ Названи

1
3

3

3

5

5

5

5

5

27

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».