Русский язык 4 кл.pdf

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 КЛАСС

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению
русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие
образца «хорошего ученика»;
•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности (социальных, учебно - познавательных и внешних); формирование личностного
смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой
деятельности, чтению и читательской деятельности;
•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности
общения как значимой составляющей жизни общества;
•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя
носителем этого языка;
•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека; •способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационально- го российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
•уважительное отношение к иному мнению, истории и куль- туре других народов;
•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии при- роды, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации
в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих
людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах и социальной справедливости;
•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстника- ми в процессе выполнения
совместной деятельности на уроке и вне урока; •развитие мотивации к творческому труду (в
проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на
результат;
•установка на здоровый образ жизни и реализация еѐ в реальном поведении и поступках,
бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Ученик научится:
•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем
находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве;
•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в
сотрудничестве с учителем, одноклассниками); •планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;

2

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках);
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия
как по ходу его реализации, так и в конце действия;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД.
Выпускник научится:
•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов
библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор
наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой за- дачи;
•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы)
представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать
модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста
художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые
особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией
одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое
сопровождение;
•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить
рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных
при- знаков и их синтеза.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
•слушать и слышать собеседника, вести диалог;
•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнѐра в общении, учитывать
различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного
участия в диалоге;
•строить понятные для партнѐра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к
партнѐру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

3

(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учѐтом особенностей
разных видов речи, ситуаций общения;
•строить монологическое высказывание с учѐтом ситуации общения и конкретной речевой
задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и
нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения
мысли и др.);
•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
•применять приобретѐнные коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения программы.
•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•позитивное эмоционально оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости
хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объѐме курса); использование этих
норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой
деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей
речи, контроля за ней;
•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объѐме
изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами
языка;
•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать,
характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова,
предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова,
словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач (в объѐме изучаемого курса);
•овладение
основами
грамотного
письма:
основными
орфографическими
и
пунктуационными умениями (в объѐме изучаемого курса), умениями применять правила
орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов, умением проверять написанное.
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных
результатов:
•
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
•
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
•
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
•
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание
значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
•
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
•
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,

4

лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объѐме материала изучаемого курса);
использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной
языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к
качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из
области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объѐме
материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными
сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать,
характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова,
предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова,
словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач (в объѐме материала изучаемого курса);
• овладение
основами
грамотного
письма:
основными
орфографическими
и
пунктуационными умениями (в объѐме материала изучаемого курса), умениями применять
правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи

Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать
адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учѐтом ситуации общения;
•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение,
• благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств
ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке, в школе, быту, знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое
высказывание на определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание,
повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать
текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок
предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового
восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст;
соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для
конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных
источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по
заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке,
творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например,
записку, письмо, поздравление, объявление);

5

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические
и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания,
заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом
при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную
тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных
текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учѐтом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах
синонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность
выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —безударные; согласные твѐрдые
— мягкие, парные — непарные, твѐрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные —
непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарѐм при определении правильного произношения слова
(или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю,
родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенно го состава по самостоятельно
определѐнным критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между
словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах
изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного
разбора слова (в объѐме изучаемого курса).
Лексика
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в
устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря,
Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы,
устаревшие слова (простые случаи);

6

•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблѐнные в переносном значении, а также
эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:

•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения
словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с
омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс
(постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания
изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолѐт и др.),выделять в них корни; находить
соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов
слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с
помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и
приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и
суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении
частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определѐнной части речи по комплексу освоенных
признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объѐме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых
высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

7

•определять грамматические признаки имѐн существительных — род, склонение, число,
падеж;
•определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род (в единственном числе),
число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении
личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных
повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределѐнную форму глагола; определять грамматические признаки
глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и
будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь
представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо,
число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении
личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные
местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании
падежных форм имѐн существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в
тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части
речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имѐн существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его
начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имѐн существительных, имѐн прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения
морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы,
предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу
не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочѐты в
употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении;
отражать еѐ в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по
интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

8

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без
деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены;
использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении
таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными
(перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твѐрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
•е и и в суффиксах имѐн существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имѐн прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы
не с глаголами;
•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа
(читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определѐнной орфограммой; в) осознавать место возможного
возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных
учителем словах (в объѐме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарѐм учебника как средством самоконтроля при
проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.

9

Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолѐт, вездеход);
•е и и в суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, - ье, -ия, - ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имѐн прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор
однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей
орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или
пунктограммы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (11 ч. с учѐтом повторения за 3 класс)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция)
текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение,
смешанный текст).
Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Знаки препинания в конце предложений.
Диалог.
Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце
предложения (общее представление). Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Развитие речи №1.Подробное изложение повествовательного текста
Развитие речи №2 Подробное изложение повествовательного текста
Проверочная работа №1
Повторение за 3 класс.
Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи. Повторение и уточнение
представлений об имени существительном . Повторение одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена
существительные. Повторение род, число, падеж имѐн существительных. Повторение и уточнение
представлений об имени прилагательном. Повторение изменение имѐн прилагательных по родам,
числам и падежам. Повторение наблюдение над употреблением в тексте местоимений . Повторение
значения и употребления глаголов в речи.
Предложение (9 ч)
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными
членами без союзов.
Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами,
связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных

10

членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами
и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных
предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Развитие речи №3.Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая
осень» по данному плану
Развитие речи №4. Подробное изложение повествовательного текста
Проверочная работа №2
Слово в языке и речи (21 ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное
значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные
слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов
учебника.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов,
фразеологизмов).
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.
Контрольный словарный диктант №1
Проверочная работа №3
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного
и того же слова.
Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя
числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы.
Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Контрольное списывание №1
Контрольный диктант №1
Развитие речи №5. Письменное изложение повествовательного деформированного текста
Составление объявления.
Развитие речи №6. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван
царевич на Сером Волке»
Имя существительное (39 ч)
Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имѐн существительных и в
распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имѐн существительных (общее представление).
Первое склонение имѐн существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.
Второе склонение имѐн существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имѐн существительных 1, 2 и 3~го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий. -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных
форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришѐл из школы, из магазина, с
вокзала: работать в магазине, на почте: гордиться товарищем. гордость за товарища, слушать
музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания
окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать
формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры. учителя,
директора: урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

11

Морфологический разбор имѐн существительных.
Развитие речи №7.
Сочинение – описание по репродукции картины А.А. Пластова
«Первый снег»
Развитие речи №8. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану.
Развитие речи №9. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Тропинина
«Кружевница»
Развитие речи №10. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно
составленному плану
Развитие речи №11. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному
началу
Контрольное изложение.
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме « Имя существительное»
Проект «Говорите правильно!»
Имя прилагательное (30 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным.
Упражнения в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в
изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании
родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой ха шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных
окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение /мен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода б
единственном числе.
Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка
правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в едино •венном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».
Развитие речи№12 Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая
игрушка».
Развитие речи№13 Сочинение-рассуждение по репродукции картины В.А.Серова «Мика
Морозов»
Развитие речи №14 Выборочное изложение повествовательного текста с элементами
описания
Развитие речи №15 .Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».
Развитие речи №16. Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря
«Февральская лазурь».
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме « Имя прилагательное»
Личные местоимения (8 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание
предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах
(тебя, меня, его, еѐ, у него, с нею).
Развитие речи № 17 .Подробное изложение повествовательного текста; составление
поздравительной открытки
Проверочная работа №4 по теме «Личные местоимения»
Глагол (34 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому
значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в
единственном числе.

12

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм
от неопределенной формы глагола.
Развитие речи №18. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.
Контрольное сочинение
Развитие речи №19. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая
вода»
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам,
распознавать лицо и число глаголов.
Развитие речи №20. Сочинение по сюжетным рисункам.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после
шипящих.
Глаголы 1 и 2 спряжения (общее представление).
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что
делает? что делать?).
Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных
глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в
прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел,
слышать — слышал)
Развитие речи №21. Изложение деформированного повествовательного текста
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов,
глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных
падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться
закатом, смотреть на закат).
Контрольный словарный диктант №3
Контрольное списывание № 2
Контрольный диктант №4 по теме «Глагол»
Развитие речи №22. Составление текста на спортивную тему
Речь и еѐ значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между
людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно).
Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования,
текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учѐтом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному
плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов,
сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительныхсинонимов и др.
Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков,
демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной
коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые
при извинении и отказе.
Повторение (18 ч)

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Названи
е темы

1 Повто
рение.
Повто
рение
за 3
класс.
2 Предл
ожени
е
3 Слово
в
языке
и речи
4 Имя
сущес
твител
ьное
5 Имя
прила
гатель
ное
6 Личн
ые
место
имени
я
7 Глаго
л
8 Повто
рение

ВСЕГО

Количест
во
часов

Количество контрольных работ
Контр.
диктант

Проверочна
я работа

Словарный
диктант

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

Контр.
списывание

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

Контр.
сочинение

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

Развитие
речи

Проекты

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

По
при
мер
ной
(авт
орской)
про
гра
мме

По
раб
оче
й
про
гра
мме

11

11

-

-

1

1

2

2

9

9

-

-

1

1

2

2

21

21

1

1

1

1

2

2

39

39

1

1

5

5

1

1

30

30

1

1

5

5

1

1

8

8

-

-

1

1

34

34

1

1

5

5

18

18

-

-

-

-

170

170

4

4

22

22

2

2

1

По
раб
оче
й
про
гра
мме

Контр.
изложение

1

1

1

1

1

4

4

-

2

1

-

2

1

-

1

-

1

14

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».