Музыка 1-4 кл.pdf

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чайкинская школа»
Симферопольского района Республики Крым
(МБОУ «Чайкинская школа)
ИНН 9109008653,
ул.Заводская, дом 13, с.Чайкино, Симферопольский район, Республика Крым, РФ, 297521,
тел.: (3652) 33-22-73, e-mail: chaukapochta@mail.ru
________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
развивающего цикла
протокол от ___________№ _____
Рук. МО_____________ И.Э.Сираканян

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______Г.А. Воронова
______________________

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_____О.А. Дамадаева
_______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МУЗЫКА
(базовый уровень, ФГОС НОО)
1-4 класс
2020/2021 учебный год
Составлена на основе Программы
под редакцией, автор, издательство,
год издания
Учебник, автор, издательство, год
издания

Программы для 1-4-х классов «Муузыка» Е.Д.Критской, Г.П.
Сергеевой Москва, « Просвещение», 2017

Предметная линия учебников «Музыка»1,2,3,4
класс
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Москва, «Просвещение»,2017

Количество часов в неделю

1

Количество часов всего за год

34 1 кл ( 33 )

Составитель:
Сираканян Ирина Эрнестовна
учитель музыки
1 категория

с.Чайкино, 2020

2

МУЗЫКА 1-4 кл

(базовый уровень, ФГОС НОО)
2020/2021 учебный год
(1ч в неделю, 34ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
Личностные:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной
церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур.народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
-уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
-развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
Метапредметные:
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности.
Предметные:
Ученик научится:
Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе
выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое
отношение к нему в различных видах деятельности;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России,
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные
народные музыкальные традиции;

3

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять вилы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества разных стран мира
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица). 1 класс
Музыка вокруг нас (16 ч)
И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна.
Душа музыки — мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна.
Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни
человека. Композитор - исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа
многообразных жизненно-музыкальных впечатлении детей. Образы осенней природы в музыке.
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Обобщающий урок 1 четверти.
•Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй
песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник
среди зимы.
Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние,
выражение эмоций и мыслей. Музыка в празднова¬нии Рождества Христова. Музыкальный театр:
балет.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал
Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Детский альбом. П. Чайковский.
Октябрь {Осенняя песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Колыбельная Волховы* песня Садко «Заиграйте, моигусельки». Из оперы «Садко». Н. РимскийКорсаков.
Третья песня Леля изонеры «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Гусляр Садко. В. Кикта.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В.
Кикта.
Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.В. Глюк.
Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах.
Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести A. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Пастушеская песенка. На тему из 5-й части
Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко,
слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская
народная песня, и др.
Азбука. Л. Островский, слова 3. Петровой; Алфавит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О.
Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек.

4

B. Дроцсвич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др.
Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская
народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича;
Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой
спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова C. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Музыка и ты (17 ч)
Край, в котором ты живѐшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера.
Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга.Русская сказка). У каждого свой музыкальный
инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные
инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка и жизни ребенка. Образы родного края.
Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки).
Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные
инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе
музыки.
Обобщающий урок III четверти.
Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету... Афиша.
Программа. Твой музыкальный словарик.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Обобщающий урок IV четверти. — заключительный урок-концерт.
Примерный музыкальный материал
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты -Пер Понт». Э. Григ.
Добрый день. Я.Дубравин. слова В. Суслова; Утро. Л. Париха¬лалзс, слова Ю. Лопухина; Солнцеу
грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к по¬вести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов;
Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и
мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер.
Из •Детской музыки». С. Прокофьев; Вечер. В. Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян.
Menyim. Л.-А. Моцарт.
Волтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Баба Яга. Детская народная игра.
У каждого свои музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М.
Ивенсен.
Симфония Л5 2 ("Богатырская^). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.
Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о ма.1сньком трубаче. С. Никитин,
слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.
Волынка. И.С. Бах.
Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков.
Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Кукушка. К. Дакеи.
Спасибо. И. Арссев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и .мал». М. Славкин, слова Е.
Каргановой.
Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И.
Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский.
Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Ковать, слова Е.
Манучаровой.
Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокотуха». М. Красен, слова К. Чуковского.

5

Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М.
Садовского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татаринова; Бубенчики, американская народная
песня, русский текст К). Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубра¬вин, слова В. Суслова.
Бременские музыканты. Из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков,
слова Ю. Энтина
2 класс
Россия — Родина моя (3 ч)
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы
в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства
музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн —
главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм
Христа Спасителя, Большой театр).
Примерный музыкальный материал
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.
Патриотическая песня. М. Глинка.слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова
К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой
Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П.
Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. Л.
Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная
Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева
День, полный событий (6 ч)
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы... Эти разные
марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах
и образах детских пьес П.Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания
и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в
музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и
различие.
Обобщающий урок / четверти.
Примерный музыкальный материал
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка.
Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Нанимаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П.
Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. Л.
Островский, слова 3. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная пес¬ня; Колыбельная
Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева
«О России петь — что стремиться в храм» (5 ч)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский.
Сергий
Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово.
Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон,
благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный
Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения,

6

кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово.
Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал
Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский». С.
Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.
Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народ¬ные славянские песнопения; Рождественская
песенка.
Сюита и музыка П. Синявского
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Примерный музыкальный материал
Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.
Наигрыш. А. Шнитке.
Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.
Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев.
Камаринская. П. Чайковский.
Прибаутки, В. Комраков, слова народные; Реченька. Л. Абрамов, слова Е. Карасева.
Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре (5ч)
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка.
Опера
«Руслан и Людмила». Сиены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов
музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танце
вольность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера,
художника в создании музыкального спек-такля. Элементы оперного и балет¬ного спектаклей.
Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы — характеристики главных
действующих лиц. Финал.
Примерный музыкальный материал
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка, Балет (фрагменты). С.
Прокофьев.
Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик». П.
Чайковский.
Русла» и Людмила. Онера (фрагменты). М. Глинка.
Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В.
Лугового
В концертном зале (5 часов)
Симфоническая сказка «Петя и Волк».
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и
симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры
инструментов И различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Обобщающий урок II/ четверти.
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40.
Увертюра.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с
выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки; увертюра, симфония. Симфония №

7

40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», Взаимодействие тем-образов:
повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М.
Мусоргского.
Примерный музыкальный материал
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро*. В.Л. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песня о картинах. Ген. Гладков, слова Л. Кушнера
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (6 ч)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всѐ
это — Бах! Всѐ в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга.
Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут
ли иссякнуть мелодии?
Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор — исполнитель — слушатель.
Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные
инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения
И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и
живописные пейзажи (мелодия — рисунок, лад — цвет). Международный конкурс исполнителей
им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт.
Примерный музыкальный материал
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою
старый дом, русский текст Д. Тонского; Ток¬ката ре минор для органа; Хорал', Ария. Из Сюиты №
2. И.-С. Бах.
Весенняя. В.-А. Моцарт, слова И.-Ф. Овербек, пер. Т. Сикорскои; Колыбельная. Б. Флис — В.-А.
Моцарт, русский текст С. Свириденко.
Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.
Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель*. Г.
Свиридов.
Кавалерийская; Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л.
Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Плянковского; Это очень интересно;
Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего оке грустно. Из вокального цикла «Пять песен для
детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П.
Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хаита
3 класс
Россия — Родина моя (5 ч)
Мелодия - душа музыки, природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава —
русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская
земля... Да будет во веки веков сильна...
Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов.
Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной
музыки- Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная
песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Примерный музыкальный материал
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. Л. Чайковский; Жаворонок. М. Глинка, слова Н.
Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский,

8

слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстою.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Ниватныс канты. Неизвестные авторы XVIII в.; Славны
были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр
Невский.
Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
День, полный событий (4 ч)
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки.
На прогулке. Вечер.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка
«с утра до вечера». Образы при-роды, портрет в вокальной и инструментальной музыке.
Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня,
романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.
Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ). Обобщающий урок I четверти.
Примерный музыкальный материал
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свиридеико;
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная, П. Чайковский, слова Л.
Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев;
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла
«Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с
выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский
О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная
моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.
Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в
музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая
святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение
Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир.
Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры
современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Примерный музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов; Тропарь иконе
Владимирской Божией Матери.
Лее, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома
«Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла
«Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — супер¬звезда». Э.-Л. Уэб-бер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю
Владимиру и княгине Ольге; Валлада о князе Владимире. Слова А. Толстого
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.
Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном
фольклоре. Особенности повествования (мело-дика и ритмика былин). Образы былинных
сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке
русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных
инструментов в звучании симфонического оркестра.
Обобщающий урок II четверти.

9

Примерный музыкальный материал
Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская
былина
(Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор
Вы¬сота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; Третья песня Леля; Проводы
Масленицы, хор.Viz пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские,
украинские народные песни
В музыкальном театре (6 ч)
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и
Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В
заповедном лесу. Океан-море синее. Валет «Спяшая красавица». Две феи. Сцена па балу. В
современных ритмах.
Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр.
(Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях
оперного и балетного спектаклей.Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик
действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр
легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Примерный музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Кор-саков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р.Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; Волк и семеро козлят на новый лад.
Мюзикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина
В концертном зале (6 ч)
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие кар-тины. Музыкальные
инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Понта. Севера песня родная.
«Героическая*. Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство
композиторов и исполните-лей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.
«Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные
инструменты: флейта, скрипка
их выразительные возможности
(И.-С.Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и
исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии.
Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.
Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Обобщающий урок III четверти.
Примерный музыкальный материал
Концерт № I для фортепиано с оркестром, 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты
№ 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. -В. Глюк; Мелодия. П.
Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Лот. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2
(фрагменты). Э. Григ. Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната № 14
(«Лунная»). 1-я часть (фраг-мент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грусно. Л.
Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок.норвежская
народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)
Чудо-музыка. Острый ритм — джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева.
Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовѐт.

10

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и
радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателей в создании и бытовании
музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы
природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз - искусство XX века.
Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки.
Импровизация как основа джаза. Дж. Горшвин и симфоджаз. Известные джазовые музыкантыисполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода
как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.
Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт
Примерный музыкальный материал
Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Понт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и
Лоллий». С. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка, Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель*, Г.
Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г.
Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-Л. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский,
слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты,
немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары.
Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин
4 класс
Россия — Родина моя (3 ч)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... Что не выразишь словами, звуком на душу навей... Как
сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю
белому... На великий праздник собралася Русь!
Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной
музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского
музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен:
колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности
интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки
С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки
(опера), С. Прокофьева (кантата).
Примерный музыкальный материал
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ.
С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Родные места. Ю. Антонов,
слова М. Пляцковского.
Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. А. Лядова; У зори-то, у
зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; Л мы просо сеяли, русские
народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский. Кантата
(фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка
О России петь — что стремиться в храм... (4 ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из
торжеств. Ангел вопияшс. Ролной обычай старины. Светлый праздник.
Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли
Русской(равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание
и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской
письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их

11

мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и
народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских
композиторов.
Обобщающий урок I четверти.
Примерный музыкальный материал
Земле Русская, стихира; Кылина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых;
Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырские ворота. Из сюиты
«Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодшо, обиходный
распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский; Величание князю
Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника
Пасхи; Ангел вопи-яше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево,
радуйся (№ 6). Из «Всеношной». С. Рахманинов; Не шум шумит, русская народная песня; Светлый
праздник* Финал Сюиты-фантазии №1 для двух фортепиано. С. Рахманинов
День, полный событий (6 ч)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти
сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый...
Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем
Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве
русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в
Тригорском: романсы, инструментальноемузицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии
А. Пушкина.
Обобщающий урок 1 четверти.
Зимнее утро. Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый.
Примерный музыкальный материал
В деревне. М. Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский;
Пастораль, Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее
утро. Из «Деского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П.
Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В.
Шебалин, стихи А. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи Л. Пушкина; Зимний вечер. М.
Яковлев, стихи А. Пушкина.
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
Девицы, красавицы; Уме как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П.
Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М.
Мусоргский.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч)
Композитор — имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Ор-кестр русских народных
инструментов.
Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня - летопись жизни народа и
источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных
песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность,
импровизационное. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды
бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и
передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян
и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и
музы-кантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные
праздники на Руси (Троица) Икона «Троица А. Рублева.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал

12

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок;
Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская
народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская
народная песня; Вишня, японская народная песня.
Концерт № I для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на
гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни».
Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы
«Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни
В концертном зале (5 ч)
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живет...
Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы
странствий. Царит гармония оркестра.
Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной
(песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита,
соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности
музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л.
Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы,
прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка.
Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Примерный музыкальный материал
Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
(фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов,
на слух и по нотному письму, графическому изображению.молкнет сердце чуткое Шопена...
Танцы, танцы, танцы... Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.
Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной
(песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита,
соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности
музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л.
Бетховена). Интонации народной му¬ыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы,
прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка.
Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Примерный музыкальный материал
Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
(фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов,
на слух и по нотному письму, графическому изображению.слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из
сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко;
Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль ма-жор. Ф. Шопен;
Желание, Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; Соната № 8
(«Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота, М. Глинка. Баркарола (Июнь).
Из цикла «Времена года». П. Чайковский
В музыкальном театре (6 ч)
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим...
(III действие). Сцена в лесу (IV действие).«Исходила младешенька». Русский Восток. Сезам,
откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.
Раскрываются следующие содержательные линии'. События отечественной истории в творчестве
М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема — характеристика
действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития
действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского.

13

Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских
композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности
мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Обобщающий урок III четверти.
Примерный музыкальный материал
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из XII действия, сцена из IV действия. Из опе¬ры
«Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы
«Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка;
Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина. Из балета «Петрушка*. И. Стравинский.
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм.
Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 ч)
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан
человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.
Раскрываются следующие содержательные линии. Произведения композиторов-классиков (С.
Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер,
С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка
разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах
(прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки
(народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, ангорская песня).
Обработка. Импровизация. Об-разы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.
Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Обобщающий урок ГУ четверти — заключительный урок-концерт
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№

Название темы

1

Музыка вокруг нас (16 ч)

2

Музыка и ты (17 ч)
ВСЕГО

1

Россия — Родина моя (3 ч)

Количество часов

Количество
контрольных работ
По примерной По рабочей
По
По
(авторской)
программе примерной
рабочей
программе
(авторской) программе
программе
16 ч
17 ч
2 класс

33
3

2

День, полный событий (6 ч)

6

3

«О России петь — что стремиться в
храм» (5 ч)

5

14

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(4 ч)

4

5

В музыкальном театре (5ч)

5

6

В концертном зале (5 часов)

5

7

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье (6ч)

6

ВСЕГО

3 класс

34

1

Россия — Родина моя (5 ч)

5

2

День, полный событий (4 ч)

4

3

О России петь — что стремиться в
храм (4 ч)

4

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(4 ч)

4

5

В музыкальном театре (6 ч)

5

6

В концертном зале (6 ч)

6

7

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье (5ч)

6

ВСЕГО:

34
4 класс

№

Название темы

Количество часов
По примерной
(авторской)
программе

Количество
контрольных работ
По
По
По
рабочей
примерной
рабочей
программе (авторской) программе
программе
3

1

Россия — Родина моя (3 ч)

2

О России петь — что стремиться в
храм... (4 ч)

4

3

День, полный событий (6 ч)

6

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
(3 ч)

4

15

5

В концертном зале (5 ч)

5

6

В музыкальном театре (6 ч)

6

7

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье (7 ч)

7

ВСЕГО:

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».