Литературное чтение 2 кл..pdf

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений
в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
 с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем
мире.
Учащиеся получат возможность научиться:
 понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить
подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
 с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих
в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих
рассказах восхищение и уважение к ним;
 самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать;
 создавать собственные высказывания и произведения о Родине.


Метапредметные

Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
 сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с содержанием материала урока в процессе
его изучения;
 формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;
понимать учебную задачу урока;
 читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и
пр.);
 коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы;
 коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
 контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
 оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
 выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме в мини-группе или паре.
 фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/ неудовлетворѐнность своей
работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.),
аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к
улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
 анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал,
формулировать их в устной форме по собственному желанию;
 осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
 формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать еѐ, сохранять на
протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
 читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно
наизусть и пр.);
 составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре,
предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
 выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать
совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным
критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
 определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже
знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
 фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей
работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
 анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы
(«+» и «−», «?»);
 фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
 предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
 осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться
ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
 пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами,
используемыми в учебнике для передачи информации;
 отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
 понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их
самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
 сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и
литературную сказку;
 сопоставлять литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой
соответствующего смысла;
 создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
из 5—6 предложений;
 понимать смысл русских народных и литературных сказок, басен И. А. Крылова;
 проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
 соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;
 определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей
тетради;
 понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную
информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, осмыслении структуры
текста и пр.).
Учащиеся получат возможность научиться:
 определять информацию на основе различных художественных объектов, например
литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста,
таблицы, схемы и т. д.;
 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника),
выявлять основную мысль произведения;
 сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять
особенности их поведения в зависимости от мотива;
 находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих
работах;
 самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого
произведения;
 понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.);
 понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;


проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
рассказов,
небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и
выполнении проектных заданий;
 предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных
установок и ценностей;
 определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл
образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и
героям произведения;
 создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8
предложений;
 сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ;
 находить сходства и различия;
 соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника;
 самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или
фрагменты музыкальных произведений.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
 вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
 создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;
 оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
 прислушиваться к партнѐру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли
и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
 не конфликтовать, использовать вежливые слова;
 в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать
варианты и способы разрешения конфликтов;
 употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений,
описывающих конфликтную ситуацию;
 оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и
др.), высказывая свою точку зрения;
 принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары),
участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения);
 оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
 оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев,
проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;
 находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
 готовить небольшую презентацию (5—6 слайдов) с помощью взрослых (родителей,
воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать еѐ с опорой на слайды. Учащиеся
получат возможность научиться: высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на
прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы;
 понимать цель своего высказывания;
 пользоваться элементарными приѐмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
 участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной
проблемы;

















создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания;
проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного
поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения
другого;
объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании
событий;
формулировать цель работы группы, принимать и сохранять еѐ на протяжении всей работы
в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания
(упражнения);
оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным
критериям; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных
ситуациях на основе нравственных норм;
руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев
и своего собственного поведения;
объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся
ситуации;
приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и
газеты);
готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым
только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и
изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному
плану.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством
учителя) в читательской практике приѐмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога,
выборочное чтение);
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
при чтении отражать настроение автора;
ориентироваться в учебной книге, еѐ элементах;
находить сходные элементы в книге художественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации
(справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей
тетради»;
осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа,
соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;
распределять загадки по тематическим группам, составлять собственные загадки на основе
предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его
заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить
примеры их поступков.
Учащиеся получат возможность научиться:

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
 понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осуществлять подготовку к праздникам;
 составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни
семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
 употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
 наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
 рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «некрасиво», употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои
варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
 пользоваться элементарными приѐмами анализа текста с помощью учителя;
 осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной
мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в
тексте;
 задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
 делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
 осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
в зависимости от цели чтения;
 находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.);
 при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, еѐ элементы; делиться
своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;
 пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
 составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на
художественное произведение по образцу.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
 пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных
слов с помощью учителя;
 составлять собственные высказывания на основе произведений, высказывая собственное
отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
 сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии
с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
 творчески пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
 различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их
культурную ценность для русского народа;
 находить различия между научно-познавательным и художественным текстом;
 приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научнопознавательному или художественному;
 составлять таблицу различий;


использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей
литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
 понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
 определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими
словами;
 находить в произведении средства художественной выразительности;
 понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить
доказательство этому в тексте.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Самое великое чудо на свете (2 ч с учетом повторения)
Книги. Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Напутствие
читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия.
Мы идѐм в библиотеку. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».
Повторение за 1 класс
О речи (устной и письменной). Деление слов на слоги; ударение в словах
Устное народное творчество (11ч с учетом повторения)
Русские народные песни. Колыбельные. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы.
Загадки. Пословицы и поговорки. Сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет». Русская народная
сказка «Петушок и бобовое зернышко». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Русская
народная сказка «Лиса и тетерев». Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Лиса и
журавль». Русская народная сказка «Каша из топора». Русская народная сказка «Гуси-лебеди». А.
Шибаев «Вспомни сказку». Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
Повторение за 1 класс
Малые фольклорные жанры (загадки, песенки, потешки, небылицы). Сравнение художественного
и научно-популярного текстов. Деление текста на части.
Люблю природу русскую. Осень (6 ч)
Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …»,
К. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А. Плещеев «Осень». А. Фет «Ласточки
пропали…», А. Толстой «Осень» чтение наизусть. С. Есенин «Закружилась листва золотая…»,
В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник». В. Берестов «Хитрые грибы».
М. Пришвин «Осеннее утро». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Осень».
Русские писатели (11 ч)
А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». А.
С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…». А. С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке». И. А. Крылов. Биография. И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука». И.
Крылов «Стрекоза и Муравей». Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек». Л. Н. Толстой «Филипок».
Л. Н. Толстой «Правда всего дороже». Л. Н. Толстой «Котенок». Разноцветные страницы.
Проверка техники чтения. Обобщающий урок по теме «Русские писатели».
О братьях наших меньших (8ч)
Н. Сладков «Они и мы», А. Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Кискино горе»,
И. Пивоварова «Жила-была собака…». В. Берестов «Кошкин щенок». М. Пришвин «Ребята и
утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». Б. Житков «Храбрый утенок». В. Бианки «Музыкант».
В. Бианки «Сова». Разноцветные страницы. Обобщающий урок по теме «О братьях наших
меньших».
Из детских журналов (6ч)
Знакомство с детскими журналами. Подготовка к проектной деятельности «Мой любимый
детский журнал». Д. Хармс «Игра». Д. Хармс «А вы знаете?..». Д. Хармс «Веселые чижи». Д.

Хармс «Что это было?», «очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров «Чудаки». А. Введенский
«ученый Петя», «лошадка». Обобщающий урок «Из детских журналов». Защита проектов «Мой
любимый детский журнал».
Люблю природу русскую. Зима (7ч)
Нравится ли вам зима? Зимние загадки. И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка».
Я. Аким «Утром кот принес на лапах…», чтение наизусть; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою». С.
Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза». Русская народная сказка «Два Мороза». С. Михалков
«Новогодняя быль». А. Барто «Дело было в январе…», С. Дрожжин «Улицей гуляет …».
Разноцветные страницы. Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую. Зима». Проверка
техники чтения.
Писатели — детям (13 ч)
К. И. Чуковский. Биография. К. И. Чуковский «Путаница». К. И. Чуковский «Радость». К. И.
Чуковский «Федорино горе». К. И. Чуковский и его сказки (обобщающий урок). С. Я. Маршак.
Биография. С. Я. Маршак «Кот и лодыри». С. В. Михалков. Биография. С. В. Михалков «Мой
секрет». С. В. Михалков «Сила воли». С. В. Михалков «Мой щенок». А. Л. Барто «Веревочка». А.
Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу». А. Л. Барто «Вовка – добрая душа». Н. Н. Носов
«Затейники». Н. Н. Носов «Живая шляпа». Н. Носов «На горке». Скороговорки. Писатели – детям
(обобщающий урок).
Я и мои друзья (10 ч)
Я и мои друзья. Развитие речи. В. Берестов «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою
обиду». В. Берестов «Гляжу с высоты», В. Лунин «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!». Н.
Булгаков «Анна, не грусти!». Ю. Ермолаев «Два пирожных». В. Осеева «Волшебное слово». В.
Осеева «Волшебное слово». В. Осеева «Хорошее». В. Осеева «Почему?». «Я и мои друзья»
(обобщающий урок).
Люблю природу русскую. Весна (7 ч)
Нравится ли вам весна? Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние
воды». А. Плещеев «Весна», «Сельская песенка». А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег теперь уже
не тот …». И. Бунин «Матери». Проверка техники чтения. А. Плещеев «В бурю». Е. Благинина
«Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая береза». Запуск
проекта «Газета ―День победы – 9 мая‖». «Люблю природу русскую! Весна» (обобщающий урок).
И в шутку и всерьѐз (11ч)
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Э.
Успенский «Чебурашка». Э. Успенский «Чебурашка». Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»,
«Над нашей квартирой…», «Память». В. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».
И. Токмакова «Плим», «В чудной стране». Г. Остер «Будем знакомы». В. Драгунский «Тайное
становится явным». В. Драгунский «Тайное становится явным». «И в шутку и всерьѐз»
(обобщающий урок).
Литература зарубежных стран (10 ч)
Американская народная песенка «Бульдог .по кличке Дог». Подготовка к проекту «Мой любимый
писатель-сказочник». Английские народные песенки: «Перчатки», «Храбрецы». Французская
народная песенка «Сюзон и мотылек». Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». Ш.
Перро «Кот в сапогах». Ш. Перро «Красная Шапочка». Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».
Э. Хогарт «Мафин и паук». Литература зарубежных стран (обобщающий урок). Проверка техники
чтения. Проект «Мой любимый писатель-сказочник». Повторение.
Формы, методы и средства обучения
Формы: чтение, работа с текстом, пересказ( подробный, краткий, с творческим заданием),
портрет героя, составление планов к тексту, составление рассказа по картинам художника.
Методы: беседа, метод рассказывания, выразительное чтение, теоретическое занятие как приѐм
восприятия текста, анализ художественного текста, заучивание стихов наизусть.

Средства обучения: библиотечный фонд художественных произведений, произведения из
учебной хрестоматии, детские книги, рабочие тетради по литературному чтению, мульти и
видеофильмы, репродукции картин художников, средства ИКТ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

2

Самое великое
чудо на свете(с
учетом
повторения)
Устное народное
творчество( с
учетом
повторения)
Люблю природу
русскую. Осень.
Русские
писатели.
О братьях наших
меньших
Из детских
журналов
Люблю природу
русскую. Зима.
Писатели детям.
Я и мои друзья.
Люблю природу
русскую. Весна.
И в шутку и
всерьез
Литература
зарубежных
стран.
ВСЕГО

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Количество часов
По примерной
По рабочей
(авторской)
программе
программе
2
2

Проекты
По примерной
По рабочей
(авторской)
программе
программе
1
1

10

11

-

-

4

6

-

-

9

11

-

-

8

8

-

-

6

6

1

1

5

7

-

-

11
7
11

13
10
7

1

1

15

11

-

-

14

10

1

1

102

102

4

4

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».