Литературное чтение 4 кл.pdf

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАСС
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы начального общего образования:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального
российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;

2

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно
краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст
на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на
основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
 осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и
школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых
ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться
впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; употреблять пословицы и
поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;
 понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает, как это характеризует самого поэта;
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно»,
употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
пользоваться элементарными приѐмами анализа текста по вопросам учителя.

3

 осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной
мысли;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
 задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения
собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на
информационный аппарат книги, еѐ элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения
произведений различных жанров;
 делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и
дискуссиях о прочитанных книгах;
 пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной
литературы; называть не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10
пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; давать
реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
 воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
 испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
 высказывать и пояснять свою точку зрения;
 выделять в тексте опорные слова;
 читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в
предложении и предложения в тексте, выражая своѐ отношение к содержанию и героям
произведения. пользоваться элементарными приѐмами анализа текста с целью его изучения и
осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и
эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие
практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно
подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
 участвовать в дискуссиях на нравственные темы;
подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного
поведения; формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
 находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие
собственный взгляд на проблему; делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять
самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей. домысливать
образ, данный автором лишь намѐком, набросанный некоторыми штрихами, создавать
словесный портрет на основе авторского замысла. выбирать при выразительном чтении
интонацию, темп, логическое
 ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с
чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение,
эпитет).
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и
выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке;
пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

4

Творческая деятельность
Обучающийся научится :
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с
жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни
человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
 пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности
русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в
народных сказках.
Обучающийся получит возможность научиться:
 пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на
самостоятельно составленный план;
 соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения
событий;
составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы
описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от
3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе
прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания
мудрецов, известных писателей, артистов, учѐных по данной теме, делать подборку наиболее
понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни;
готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и
обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам;
участвовать в читательских конференциях. писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится :
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими
словами;
соотносить с пословицами и поговорками; понимать, позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического
стихотворения;
различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и
сходства. находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя
ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста,
герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,
используя средства художественной выразительности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Летописи, былины, сказания, жития. (8 ч. с учётом повторения за 3 класс)

5

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня
своего".Былина. «Ильины три поездочки». Древнерусская литература. «Житие Сергия
Радонежского». Оценка достижений по теме.
Повторение за 3 класс
А. П. Платонова «Еще мама», «Цветок на земле».
М. Зощенко «Золотые слова».
М. Зощенко «Великие путешественники».
Г. Х. Андерсена «Гадкий утѐнок».
Древнегреческий миф. Храбрый Персей.
2.Чудесный мир классики (16 ч.)
П.П. Ершов «Конѐк-Горбунок». А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
«Ашик-Кериб». Л.Н. Толстой «Детство». Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П. Чехов «Мальчики». Оценка достижений по теме
3.Поэтическая тетрадь1 (8 ч.)
Ф.И. Тютчев «Ещѐ земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».А. Фет. «Бабочка»,
«Весенний дождь». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И.А. Бунин «Листопад».
Оценка достижений по теме
4.Литературные сказки (12 ч.)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».П.П. Бажов
«Серебряное копытце» .Т. Аксаков «Аленький цветочек». Оценка достижений по теме
5. Делу время – потехе час (7 ч.)
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки». В.Ю.
Драгунский «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Оценка достижений
по теме
Контроль чтения вслух.
6.Страна детства (7 ч.)
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка». В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».С.А. Есенин «Бабушкины сказки».
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Оценка достижений по теме
7.Поэтическая тетрадь 2 (4 ч.)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебѐдушка». Оценка достижений по теме
8.Природа и мы (9 ч.)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приѐмыш». А.И. Куприн «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин
«Выскочка». Е.И. Чарушин «Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Оценка достижений по
теме
9.Поэтическая тетрадь 3 (5 ч.)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Д.Б. Кедрин «Бабье лето». С.А. Клычкова «Весна в лесу».
Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебѐдушка». Оценка достижений по теме
10.Родина (5 ч.)
И.С. Никитин «Русь».С.Д. Дрожжин «Родине».А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком
блеске».Б.А. Слуцкий «Лошади в океане». Оценка достижений по теме
11.Страна Фантазия(6 ч.)
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Кир Булычѐв «Путешествие Алисы». Оценка
достижений по теме
Контроль чтения молча.
12. Зарубежная литература( 15 ч.)

6

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома
Сойера». С. Лагерлѐф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете». Оценка достижений по
теме
Контроль чтения вслух.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

Летописи, былины, сказания,
жития. Повторение за 3 класс.
2 Чудесный мир классики
3 Поэтическая тетрадь 1
4 Литературные сказки
5 Делу время - потехе час
6 Страна детства
7 Поэтическая тетрадь № 2
8 Природа и мы
9 Поэтическая тетрадь № 3
10 Родина
11 Страна Фантазия
12 Зарубежная литература
ВСЕГО
1

Количество часов
По
примерной
(авторской)
программе
8
16
8
12
9
7
5
9
4
8
6
10
102

По рабочей
программе

8
16
8
12
7
7
4
9
5
5
6
15
102

Количество
проверочных работ
По
По рабочей
примерной программе
(авторской)
программе
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».