Пояснительная записка курса «Мир химии» Рабочая программа курса "Мир химии" составлена для обучающихся 8-11 классов, рассчитана на 34 ч/год (1 ч/нед). Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Содержание программы расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии на жизнедеятельность человека. Актуальность данного курса обусловлена: - необходимостью соединения предметного знания с жизненным контекстом, что является важным условием для формирования внутренней учебной мотивации; - возможностью формирования надпредметного и межпредметного взгляда на природу изучаемого; - развитием самообразовательных умений и навыков; - востребованностью полученных знаний в практической деятельности; - реализацией углубленного изучения отдельных тем с целью подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ, ОГЭ; - наличием в школе всех необходимых ресурсов для проведения данного курса. обучения школьников Задача курса: развитие и совершенствование естественно-научной дисциплине – химии, включая дополнительные внеурочные занятия, направленные на совершенствование знаний основных химических понятий и принципов, развитие креативных качеств обучающихся. Основная идея курса – способствовать развитию познавательного интереса учащихся не только к химической науке, но и к процессу обучения в целом, чтобы они не утратили интерес и желание изучать химию и другие естественно-научные дисциплины в старших классах, осознали ценность химических знаний как части мировоззрения современного человека. Методологической основой курса является системно-деятельностный, интегративно- модульный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование как предметных практико-ориентированных знаний и умений, непосредственно связанных с жизнью человека, так и на развитие личности школьников. такие личностные результаты, как: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; - формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; - формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях – совпадают с целевыми установками разработанного нами курса «Удивительная химия». Курс разбит на отдельные познавательные модули. Изучение каждого модуля данной программы ориентировано на развитие личностных качеств школьника, а также на метапредметные и предметные образовательные результаты обучения учащихся. Содержание курса «Мир химии» Введение (1ч). История развития химии. Химическая азбука: символика, химическая формула, химическое уравнение. 1. Математика в химии (2 ч). Масса атома и молекулы. Массовая доля элемента и расчеты по ней. Воздух и объемная доля газа в газовых смесях. Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего? 2. Химия в природе (3ч). Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в природе. Химия и биология. Биогенные элементы. Вода. Вода в природе, свойства воды, Аномалии воды. Кристаллическая и др. вода. Химические реакции вокруг нас. Горение и тление. Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды (органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность). 3. Химия в доме (4ч). Химические вещества в нашем доме. Химия чистоты. Химчистка дома. Соли в природе, соли в клетке. Косметика и химия. Строительная химия. Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств. Практическая работа 4: Выведение пятен. Практическая работа 5: Приготовление растворов для бытовых нужд. Путешествие по домашней аптечке – игра. 4. Химия и продукты питания (4ч.). Продукты питания и энергия. Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Пищевые добавки. Молоко и молочные продукты. Качество продуктов и здоровье Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам). Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека. Практическая работа 9. Исследование йогурта. 5. Химия в промышленности (3ч.). Химическая промышленность Московской области. Профессии, связанные с наукой химией. Химия в биотехнологии. Экологический компонент химических производств. Экологическая безопасность атмосферы. Экологическая безопасность воды. Игра «Последний герой». 6. Вещество и опыты с ним (4 часов) Методы исследования состава веществ, моделирование и предсказание свойств по молекулярной формуле. Многообразие химических веществ в природе. Направления использования веществ в технике. Закон постоянства состава вещества. Вариативность задач с использованием понятия «молекулярная формула». Практические занятия: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с веществом. 2. Вещества в технике и быту (ознакомление с характеристиками отдельных веществ). 7. Очевидное и невероятное в химических реакциях (6 часов) Химические превращения в теории и на практике. Типы и условия химических превращений. Символьная запись химической реакции. Стехиометрические законы химии. Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ (открытые, полуоткрытые и закрытые). Задачи с использованием цепочек. Окислительно-восстановительная реакция. Особенности ОВР в растворах. Гидролиз солей. Практические занятия: 1. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ. 2. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ. 3. Особенности ОВР в растворах. 8.Смеси в природе и технике. (4 часов) Классификация смесей. Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси. Природные смеси. Растворы. Смеси в практической деятельности и в жизни человека. Задачи с использованием смесей. Алгебраический подход к решению задач с использованием смесей (решение через систему уравнений). Практические занятия: 1. Приёмы разделения смесей. 2. Определение количественного содержания жира в молоке. 9. Законы химии. (2 часа) Закон сохранения массы и энергии. Основные газовые законы в химической реакции (Гей-Люссака, Авогадро, Менделеева - Клапейрона). Применение законов в химической и производственной практике (решение производственных задач, написание уравнений химических реакций). 10. Химия и промышленность ( 1 часа). Отрасли химической промышленности. Важнейшие технологические приемы, используемые при производстве химических продуктов. Химия и лакокрасочная промышленность: природные красители и их использование, искусственные краски, проблемы загрязнения окружающей среды и их решения. Бытовые химические вещества (строительные и отделочные материалы, СМС, лекарства). Практические занятия: 1. основных индикаторов. Получение природных красителей и кислотно- Форма аттестации учащихся Тестирование посредством тренировочных тестов ГИА; Участие в олимпиадном марафоне. Действия, направленные на развитие личностных качеств учащихся Действия Действия ценностной коммуникативной ориентации ориентации – «человек → – умение слушать и вещество»; вступать в диалог; – «человек → – участвовать в коллективном природа»; – «человек → обсуждении проблем; – устанавливать и здоровый поддерживать образ необходимые контакты жизни»; – «человек → с участниками гражданская образовательного процесса; позиция»; – владение определенными нормами поведения в общественных местах Действия регулятивной ориентации – целеполагание; – организация учебной деятельности; – составление плана и последовательности действий; – организация рабочего места в учебной аудитории, в том числе химической лаборатории); – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; – оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; – саморегуляция – умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, препятствия для достижения целей Планируемые результаты: Предметные результаты: 1) формирование и развитие учебной компетентности обучающихся средствами курса: понимание химического языка, умение производить математические расчеты, отражать химические явления посредством использования химических символов; 2) овладение приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; 3) развитие способности к непрерывному самообразованию: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; 4) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Метапредметные результаты: Развитие умения 1) самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; 2) самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность; 3) использовать разнообразные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; 4) продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, 5) проводить самостоятельную информационно-познавательную деятельность, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 6) использовать средства ИКТ с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 7) самостоятельно регулировать собственную познавательную деятельность с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; Личностные результаты 1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину; 2) воспитание активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; 4)готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 6) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 8) готовность и способность к самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 9) принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; 11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; В результате освоения данного курса Обучающиеся научатся: – искать и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью ИКТ; – смысловому чтению, извлечению необходимой информации из прослушанных текстов, определению основной и второстепенной информации; – самостоятельному формулированию познавательной цели; – построению речевого высказывания в устной и письменной формах; – постановке и формулированию цели, проблемы; – выбору рациональных способов решения задач; – структурированию знаний; – рефлексии и самооценке. Обучающиеся получат возможность научиться: А) Логичесикм действиям – анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, обобщать полученные данные; – структурировать знания; – установливать причинно-следственные связи; – составлять логические цепочки последовательных действий при решении задач; – самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Б) Знаково-символическим действиям – моделированию химических объектов; – преобразованию модели с целью выявления общих закономерностей; – использованию символов и знаков для моделирования математической и химической составляющей (опорные схемы, символьные записи); – работе с химическим текстом. В) Поисково-исследовательским действиям – высказыванию предположений, обсуждение проблемных вопросов, постановка цели; – составлению плана простого эксперимента при исследовании веществ, явлений, растворов; – выбору решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его обоснование; – выявлению (при решении разнохарактерных задач) известного и неизвестного; – преобразованию модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. 1. Морозов В.Е. Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся в 8 -9 классах- М. Глобус, 2007г 2. Симанчук Н.И. Методическое пособие. Образовательная программа кружка "Занимательная химия". http://festival. l september.ru/articles/522793/ 3. Губина Н. В. «Программd3132dы элективных курсов. Химия. Предпрофильное обучение. 8-9 классы.» - М.: Дрофа», 2007 4. Дружинина А. Здоровое питание. — М.: АСТ-Пресс книга, 2004. 5. Михайлов В.С., Палько А.С. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1987. 6. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия 19986. 7. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. издание. — М.: Высшая школа, 1991. 8. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. — М.: РЭТ, 2001. 9. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. В.А.Володин. — М.: Аванта+, 2000. 10. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. Пособие.- М.: Высшая школа, 1992.