РП Мир химии

Пояснительная записка

курса «Мир химии»

Рабочая программа курса "Мир химии" составлена для обучающихся 8-11
классов, рассчитана на 34 ч/год (1 ч/нед). Программа
носит
развивающую,
деятельностную
и
практическую направленность. Содержание программы
расширяет представление учащихся о химических веществах, используемых в
быту, медицине, дает понятие о продуктах питания и их влиянии
на
жизнедеятельность человека.
Актуальность данного курса обусловлена:
- необходимостью соединения предметного знания с жизненным контекстом, что
является важным условием для формирования внутренней учебной мотивации;
- возможностью формирования надпредметного и межпредметного взгляда на
природу изучаемого;
- развитием самообразовательных умений и навыков;
- востребованностью полученных знаний в практической деятельности;
- реализацией углубленного изучения отдельных тем с целью подготовки учащихся к
успешной сдаче ЕГЭ, ОГЭ;
- наличием в школе всех необходимых ресурсов для проведения данного курса.
обучения
школьников
Задача курса:
развитие
и совершенствование
естественно-научной дисциплине – химии, включая дополнительные внеурочные
занятия, направленные на совершенствование знаний основных химических понятий и
принципов, развитие креативных качеств обучающихся.

Основная идея
курса – способствовать развитию познавательного
интереса учащихся не только к химической науке, но и к процессу обучения в
целом, чтобы они не утратили интерес и желание изучать химию и другие
естественно-научные дисциплины в старших классах, осознали ценность химических
знаний как части мировоззрения современного человека.
Методологической основой
курса является системно-деятельностный,
интегративно- модульный и личностно-ориентированный подходы, направленные на
формирование как предметных практико-ориентированных знаний и умений,
непосредственно связанных с жизнью человека, так и на развитие личности
школьников.
такие личностные результаты, как:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях –
совпадают с целевыми установками разработанного нами курса «Удивительная
химия».
Курс разбит на отдельные познавательные модули. Изучение каждого модуля
данной программы ориентировано на развитие личностных качеств школьника, а
также на метапредметные и предметные образовательные результаты обучения
учащихся.

Содержание курса «Мир химии»
Введение (1ч). История развития химии. Химическая азбука: символика,
химическая формула, химическое уравнение.
1. Математика в химии (2 ч). Масса атома и молекулы. Массовая доля элемента и
расчеты по ней. Воздух и объемная доля газа в газовых смесях.
Практическая работа 1: Молоко и сок…Что общего?
2. Химия в природе (3ч). Химия и физика. Агрегатные состояния веществ в
природе. Химия и биология. Биогенные элементы. Вода. Вода в природе,
свойства воды, Аномалии воды. Кристаллическая и др. вода. Химические
реакции вокруг нас. Горение и тление.
Практическая работа 2: Сравнение чистой и загрязненной воды
(органолептические свойства, поверхностное натяжение, электропроводность).
3. Химия в доме (4ч). Химические вещества в нашем доме. Химия чистоты.
Химчистка дома. Соли в природе, соли в клетке. Косметика и химия.
Строительная химия.
Практическая работа 3: Исследование свойств моющих средств.
Практическая работа 4: Выведение пятен.
Практическая работа 5: Приготовление растворов для бытовых нужд.
Путешествие по домашней аптечке – игра.
4. Химия и продукты питания (4ч.). Продукты питания и энергия. Пищевая
ценность белков, жиров, углеводов. Пищевые добавки. Молоко и молочные
продукты. Качество продуктов и здоровье
Практическая работа 6. Анализ состава продуктов питания (по этикеткам).
Практическая работа 7. Определение белка и крахмала в продуктах питания
Практическая работа 8. Расшифровка пищевых добавок, их значение и действие
на организм человека.
Практическая работа 9. Исследование йогурта.
5. Химия в промышленности (3ч.). Химическая промышленность Московской
области. Профессии, связанные с наукой химией. Химия в биотехнологии.
Экологический компонент химических производств. Экологическая
безопасность атмосферы. Экологическая безопасность воды.
Игра «Последний герой».

6. Вещество и опыты с ним (4 часов)
Методы исследования состава веществ, моделирование и предсказание свойств по
молекулярной формуле. Многообразие химических веществ в природе. Направления
использования веществ в технике. Закон постоянства состава вещества.
Вариативность задач с использованием понятия «молекулярная формула».
Практические занятия: 1. Лабораторное оборудование и ТБ при работе с
веществом.
2. Вещества в технике и быту (ознакомление с характеристиками отдельных
веществ).
7. Очевидное и невероятное в химических реакциях (6 часов)
Химические превращения в теории и на практике. Типы и условия химических
превращений. Символьная запись химической реакции. Стехиометрические законы
химии. Химическая цепочка превращений с участием неорганических веществ
(открытые, полуоткрытые и закрытые). Задачи с использованием цепочек.
Окислительно-восстановительная реакция. Особенности ОВР в растворах. Гидролиз
солей.
Практические занятия:
1. Экспериментальные задачи по идентификации неорганических веществ.
2. Анализ пищевых продуктов на содержание отдельных веществ.
3. Особенности ОВР в растворах.
8.Смеси в природе и технике. (4 часов)
Классификация смесей. Понятие массовой и объемной доли компонентов смеси.
Природные смеси. Растворы. Смеси в практической деятельности и в жизни
человека. Задачи с использованием смесей. Алгебраический подход к решению задач
с использованием смесей (решение через систему уравнений).
Практические занятия: 1. Приёмы разделения смесей. 2. Определение
количественного содержания жира в молоке.
9. Законы химии. (2 часа)
Закон сохранения массы и энергии. Основные газовые законы в
химической реакции (Гей-Люссака, Авогадро, Менделеева - Клапейрона).
Применение законов в химической и производственной практике
(решение
производственных задач, написание уравнений химических реакций).
10. Химия и промышленность ( 1 часа).
Отрасли химической промышленности. Важнейшие технологические приемы,
используемые при производстве химических продуктов. Химия и лакокрасочная
промышленность: природные красители и их использование, искусственные краски,
проблемы загрязнения окружающей среды и их решения. Бытовые химические
вещества (строительные и отделочные материалы, СМС, лекарства).

Практические занятия: 1.
основных индикаторов.

Получение природных красителей и кислотно-

Форма аттестации учащихся
Тестирование посредством тренировочных тестов ГИА;
Участие в олимпиадном марафоне.
Действия, направленные на развитие личностных качеств учащихся

Действия
Действия
ценностной
коммуникативной
ориентации
ориентации
– «человек → – умение слушать и
вещество»; вступать в диалог;
– «человек → – участвовать в
коллективном
природа»;
– «человек → обсуждении проблем;
– устанавливать и
здоровый
поддерживать
образ
необходимые контакты
жизни»;
– «человек → с участниками
гражданская образовательного
процесса;
позиция»;
– владение
определенными
нормами поведения в
общественных местах

Действия регулятивной ориентации

– целеполагание;
– организация учебной деятельности;
– составление плана и последовательности
действий;
– организация рабочего места в учебной
аудитории, в том числе химической
лаборатории);
– контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
– коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта;
– оценка – выделение и осознание учащимся
того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня
усвоения;
– саморегуляция – умение прилагать волевые
усилия и преодолевать трудности, препятствия
для достижения целей

Планируемые результаты:
Предметные результаты:
1) формирование и развитие учебной компетентности обучающихся средствами
курса: понимание химического языка, умение производить математические расчеты,
отражать химические явления посредством использования химических символов;
2) овладение приобретение опыта осуществления целесообразной и
результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию: самостоятельному
приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному
решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и
коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Метапредметные результаты:
Развитие умения
1) самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности;
2) самостоятельно осуществлять и корректировать деятельность;
3) использовать разнообразные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности;
4)
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности,
5) проводить самостоятельную информационно-познавательную деятельность,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
6) использовать средства ИКТ с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
7) самостоятельно регулировать собственную познавательную деятельность с
учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
Личностные результаты
1) формирование российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину;
2) воспитание активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4)готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;

5) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
6) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
8) готовность и способность к самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
9) принятие ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие
вредных привычек;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
В результате освоения данного курса
Обучающиеся научатся:
– искать и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью ИКТ;
– смысловому чтению, извлечению необходимой информации из прослушанных
текстов, определению основной и второстепенной информации;
– самостоятельному формулированию познавательной цели;
– построению речевого высказывания в устной и письменной формах;
– постановке и формулированию цели, проблемы;
– выбору рациональных способов решения задач;
– структурированию знаний;
– рефлексии и самооценке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
А) Логичесикм действиям – анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, обобщать полученные
данные;
– структурировать знания;
– установливать причинно-следственные связи;
– составлять логические цепочки последовательных действий при решении
задач;
– самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового
характера.
Б) Знаково-символическим действиям – моделированию химических объектов;
– преобразованию модели с целью выявления общих закономерностей;
– использованию символов и знаков для моделирования математической и
химической составляющей (опорные схемы, символьные записи);
– работе с химическим текстом.
В) Поисково-исследовательским действиям – высказыванию предположений, обсуждение проблемных вопросов, постановка
цели;
– составлению плана простого эксперимента при исследовании веществ,
явлений, растворов;

– выбору решения из нескольких предложенных вариантов, краткое его
обоснование;
– выявлению (при решении разнохарактерных задач) известного и неизвестного;
– преобразованию модели в соответствии с содержанием учебного материала и
поставленной учебной целью.

1. Морозов В.Е. Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки
учащихся в 8 -9 классах- М. Глобус, 2007г
2. Симанчук Н.И. Методическое пособие. Образовательная программа кружка
"Занимательная химия". http://festival. l september.ru/articles/522793/
3. Губина Н. В. «Программd3132dы элективных курсов. Химия. Предпрофильное
обучение.
8-9 классы.» - М.: Дрофа», 2007
4. Дружинина А. Здоровое питание. — М.: АСТ-Пресс книга, 2004.
5. Михайлов В.С., Палько А.С. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодая
гвардия, 1987.
6. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия 19986.
7. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ. издание. —
М.: Высшая школа, 1991.
8. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на
каждый день. — М.: РЭТ, 2001.
9. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. В.А.Володин. — М.: Аванта+,
2000.
10. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. Пособие.- М.: Высшая школа, 1992.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».