РП физика 11 класс

ФИЗИКА 11 класс
(базовый уровень, ФГОС CОО)
2023/2024 учебный год
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
основного среднего образования
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на
достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к
отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к
саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская
идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, за прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение,
соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способностей к сопереживанию и
формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное
отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений —
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный
выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности для подготовки к
решению личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность
трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к
самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя
группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
2

• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов
и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в
информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания
реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других
людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты обучения физике в средней школе представлены для базового (2 ч в
неделю) и расширенного (3 ч в неделю) вариантов изучения курса физики.
Выпускник на базовом уровне научится:
• демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности
людей;
3

• показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
• устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические
модели для их описания и объяснения;
• использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических,
проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и
критически ее оценивая;
• различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного
исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на
примерах их роль и место в научном познании;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные
приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать
значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность измерения по
формулам;
• выполнять исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
• использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
• использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с
учетом границ их применимости;
• решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера), используя модели,
физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения
(доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
• решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия
задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и
достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
• учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и
межпредметных задач;
• применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин,
приборов и других технических устройств для решения практических, учебноисследовательских и проектных задач;
• использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и
место в ряду других физических теорий;
• владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
• характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
• выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
• самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
• характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
• решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором
физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих
известные физические величины;
4

• объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических
устройств;
• объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить
адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе
имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программой предусмотрено изучение разделов:

1. Основы электродинамики (продолжение) (11 часов)
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция.
Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель.
Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического
тока.
Демонстрации
1. Магнитное взаимодействие токов.
2. Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Лабораторные работы
1. Исследование действия магнитного поля на ток.
2. Исследование явления электромагнитной индукции.
Контрольная работа № 1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

2. Колебания и волны (24 часа)
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.
Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и
потребление электрической энергии.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн.
Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция
света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой
линзы. Оптические приборы. Скорость света. Законы отражения и преломления. Полное
отражение света. Линзы. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение
линзы. Дисперсия, интерференция и дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация
света.
Постулаты специальной теории относительности.
Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.

Полная

энергия.

Энергия

покоя.

Демонстрации
1. Свободные электромагнитные колебания.
2. Излучение и прием электромагнитных волн.
3. Отражение и преломление электромагнитных волн.
4. Отражение света.
5. Преломление света.
6. Дисперсия света.
7. Интерференция света.
8. Дифракция света.
9. Линзы.
Лабораторные работы
3. Исследование зависимости периода малых колебаний груза от длины нити и массы груза
4. Измерение показателя преломления стекла.
5

5. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Контрольная работа № 2 «Колебания и волны»
Контрольная работа № 3 «Оптика»
3.ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (4 ЧАСА)
Постулаты теории относительности. Основные следствия из постулатов теории
относительности. Элементы релятивистской динамики. Виды излучений. Источники света.
Шкала электромагнитных волн.

4. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (15 часов)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрический эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм.
Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на
основе квантовых постулатов Бора.
Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды
радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства
ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения.
Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
1. Линейчатые спектры излучения.
2. Фотоэффект.
3. Модели строения атомов.
Контрольная работа № 4 «Элементы квантовой оптики»
Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра»

5. Элементы астрономии и астрологии (7 часов)
Солнечная система. Система Земля – Луна. Физическая природа планет и малых тел Солнечной
системы. Солнце. Основные характеристики звезд. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть
звезд. Галактики. Млечный путь – наша Галактика. Строение и эволюция звезд.

6. Повторение (5 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

1

Основы электродинамики

2
3

Колебания и волны
Основы специальной
теории относительности
Квантовая физика
Элементы астрономии и
астрологии

4
5
6

Количес
тво
часов

Количество
контрольных
работ

Количество
лабораторных
работ

1

2

2

2

11
24
4
15 + 2
7

Повторение

5

Всего

68
6

2

1

5

5

Электронные
образовательные
ресурсы (ссылка)

http://wwwfizika.ru
– http://somit.ru
http://physics reqeiman.com
(тесты)

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».