РП физика 10 класс

ФИЗИКА 10 - 11 классы
(базовый уровень, ФГОС CОО)
2023/2024 учебный год
(2 часа в неделю, всего 136 часов)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы основного среднего образования

Освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования (базовый
уровень) должно обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физика» должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
принятие традиционных общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение
взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтѐрской
деятельности; 2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма; ценностное
отношение к государственным символам, достижениям
российских учѐных в области физики и технике;
3) духовно-нравственного воспитания:
сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать
ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности, в том числе в деятельности учѐного; осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего; 4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества,

присущего физической науке;
5) трудового воспитания:
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе связанным с
физикой и техникой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию в
области физики
на протяжении всей жизни; 6)
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе
знания целей устойчивого развития человечества;
Расширение опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся
знаний по физике; 7) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития физической науки; осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе
изучения физики осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия Базовые
логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
еѐ всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых физических
явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учѐтом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности; координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем. Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами

2

физической науки; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в
области физики, способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
задач физического содержания, применению различных методов познания;
владеть
видами
деятельности
по
получению
нового
знания,
его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных проектов в области физики; выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу еѐ решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, в том числе при изучении физики; давать оценку новым ситуациям, оценивать
приобретѐнный опыт; уметь переносить знания по физике в практическую область
жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать
новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения. Работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации
физического
содержания
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм
представления; оценивать достоверность
информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности; создавать тексты физического содержания в различных
форматах с учѐтом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять общение на уроках физики и во внеурочной деятельности; распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развѐрнуто и логично
излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учѐтом общих интересов,
и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по еѐ достижению: составлять план действий, распределять роли с учѐтом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и
каждого участника команды в общий

3

результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической; осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области физики
и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчѐтных и качественных задач, план выполнения
практической работы с учѐтом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе
личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя
ответственность
за решение; оценивать приобретѐнный
опыт;
способствовать формированию и проявлению эрудиции в области физики,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым ситуациям, вносить
коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приѐмы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; принимать
себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать
своѐ право и право других на ошибки.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по физике для
уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своѐ эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своѐ
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
4

эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении общения, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных
навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности
людей; учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчѐта, абсолютно твѐрдое тело, идеальный газ, модели строения газов,
жидкостей и твѐрдых тел, точечный электрический заряд при решении физических задач;
распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе законов механики,
молекулярно-кинетической теории строения вещества и электродинамики: равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твѐрдых
тел, изменение объѐма тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, повышение давления газа
при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах,
электризация тел, взаимодействие зарядов; описывать механическое движение, используя
физические величины: координата, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса тела, сила,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами;
описывать изученные тепловые свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины: давление газа, температура, средняя кинетическая энергия хаотического
движения молекул, среднеквадратичная скорость молекул, количество теплоты, внутренняя
энергия, работа газа, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинам;
описывать изученные электрические свойства вещества и электрические
явления (процессы), используя физические величины: электрический заряд, электрическое поле,
напряжѐнность поля, потенциал, разность потенциалов; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы; указывать формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами; анализировать физические
процессы и явления, используя физические законы
и принципы: закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип
равноправия инерциальных систем отсчѐта, молекулярно-кинетическую теорию строения
вещества, газовые законы, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с
5

абсолютной температурой, первый закон термодинамики, закон сохранения электрического
заряда, закон Кулона, при этом различать словесную формулировку закона, его математическое
выражение и условия (границы, области) применимости; объяснять основные принципы
действия машин, приборов и технических
устройств; различать условия их безопасного использования в повседневной жизни; выполнять
эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых, и
косвенных измерений, при этом формулировать проблему/задачу и гипотезу учебного
эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и
формулировать выводы; осуществлять прямые и косвенные измерения физических величин, при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать известные методы оценки
погрешностей измерений; исследовать зависимости между физическими величинами с
использованием прямых измерений, при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования; соблюдать правила безопасного труда при проведении
исследований в рамках
учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием
измерительных устройств и лабораторного оборудования; решать расчѐтные задачи с явно
заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы,
необходимые для еѐ решения, проводить расчѐты и оценивать реальность полученного значения
физической величины; решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую
цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать при решении учебных задач современные информационные
технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научнопопулярной информации, полученной из различных источников, критически анализировать
получаемую информацию; приводить примеры вклада российских и зарубежных учѐных-физиков
в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы,
рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях,
адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой
проблемы.

К концу обучения в 11 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности
людей, целостность и единство физической картины мира; учитывать границы применения
изученных физических моделей: точечный
электрический заряд, луч света, точечный источник света, ядерная модель атома, нуклонная
модель атомного ядра при решении физических задач; распознавать физические явления
6

(процессы) и объяснять их на основе законов электродинамики и квантовой физики:
электрическая проводимость, тепловое, световое, химическое, магнитное действия тока,
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник
с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное
распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация
света, дисперсия света, фотоэлектрический эффект (фотоэффект), световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная
радиоактивность;
описывать изученные свойства вещества (электрические, магнитные,
оптические, электрическую проводимость различных сред) и электромагнитные явления
(процессы), используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, разность потенциалов, электродвижущая сила,
работа тока, индукция магнитного поля, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность катушки,
энергия электрического и магнитного полей, период и частота колебаний в колебательном
контуре, заряд и сила тока в процессе гармонических электромагнитных колебаний, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы, указывать формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами; описывать изученные квантовые явления и
процессы, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота света, энергия и импульс фотона, период полураспада, энергия связи атомных ядер, при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы, указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины; анализировать физические процессы и
явления, используя физические законы и принципы: закон Ома, законы последовательного и
параллельного соединения проводников, закон Джоуля–Ленца, закон электромагнитной
индукции, закон прямолинейного распространения света, законы отражения света, законы
преломления света, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада, при этом различать словесную
формулировку закона, его математическое выражение и условия (границы, области)
применимости; определять направление вектора индукции магнитного поля проводника
с током, силы Ампера и силы Лоренца; строить и описывать изображение, создаваемое плоским
зеркалом, тонкой
линзой; выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов
с использованием прямых, и косвенных измерений: при этом формулировать проблему/задачу и
гипотезу учебного эксперимента, собирать установку из предложенного оборудования,
проводить опыт и формулировать выводы; осуществлять прямые и косвенные измерения
физических величин, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать
известные методы оценки погрешностей измерений; исследовать зависимости физических
величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках
7

учебного эксперимента, учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием
измерительных устройств и лабораторного оборудования; решать расчѐтные задачи с явно
заданной физической моделью, используя физические законы и принципы, на основе анализа
условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы,
необходимые для еѐ решения, проводить расчѐты и оценивать реальность полученного значения
физической величины; решать качественные задачи: выстраивать логически непротиворечивую
цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления;
использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для
поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной
информации, полученной из различных источников, критически анализировать получаемую
информацию; объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств,
различать условия их безопасного использования в повседневной жизни; приводить примеры
вклада российских и зарубежных учѐных-физиков
в развитие науки, в объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы,
рационально распределять обязанности и планировать деятельность в нестандартных ситуациях,
адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой
проблемы.
Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:
• в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на
достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить
цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к
отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию
по отношению к общественно политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к
саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
• в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская
идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России,
патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, за прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;
• в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу —
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
8

правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение,
соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
приверженность
идеям
интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам
и другим негативным социальным явлениям;
• в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и
поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способностей к сопереживанию и
формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
• в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной
культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и
способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное
отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного
природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений —
уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный
выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности для подготовки к
9

решению личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность
трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное,
ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к
самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя
группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов
и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в
информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
10

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания
реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других
людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты обучения физике в средней школе представлены для базового (2 ч в
неделю) и расширенного (3 ч в неделю) вариантов изучения курса физики.
Выпускник на базовом уровне научится:
• демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной
картины мира, в развитии современных техники и технологий, в практической деятельности
людей;
• показывать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
• устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические
модели для их описания и объяснения;
• использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических,
проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и
критически ее оценивая;
• различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного
исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на
примерах их роль и место в научном познании;
• проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая измерительные
приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать
значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность измерения по
формулам;
• выполнять исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
• использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
• использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с
учетом границ их применимости;
• решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера), используя модели,
физические величины и законы; выстраивать логически верную цепочку объяснения
(доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
• решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия
задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и
достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;
• учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и
межпредметных задач;
• применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин,
приборов и других технических устройств для решения практических, учебноисследовательских и проектных задач;
• использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
11

сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для
принятия решений в повседневной жизни.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
• понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и
место в ряду других физических теорий;
• владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования
особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных
теоретических выводов и доказательств;
• характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями:
пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;
• выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и
законов;
• самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
• характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические,
сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;
• решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором
физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих
известные физические величины;
• объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических
устройств;
• объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить
адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему, как на основе
имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Программой предусмотрено изучение разделов:
1. ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (2 часа)
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.
Методы научного исследования физических явлений. Эксперимент и теория в процессе познания
природы. Погрешности измерения физических величин. Научные гипотезы. Модели физических
явлений. Физические законы и теории. Границы применимости физических законов. Физическая
картина мира. Открытия в физике – основа прогресса в технике и технологии производства.
2.МЕХАНИКА (18 часов)
Системы отсчета. Скалярные и векторные физические величины. Механическое движение и его
виды. Относительность механического движения. Мгновенная скорость. Ускорение.
Равноускоренное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Принцип относительности Галилея.
Масса и сила. Законы динамики. Способы измерения сил. Инерциальные системы отсчета. Закон
всемирного тяготения.
Закон сохранения импульса. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия тела в
гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения
механической энергии.
Демонстрации
1. Зависимость траектории от выбора отсчета.
2. Явление инерции.
3. Реактивное движение.
4. Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.
Лабораторные работы
1. Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
12

2. Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине и резиновом образце,
от их деформации.
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика. Динамика».
.
3. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА. (24 часа)
Молекулярно – кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные основания.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой.
Строение жидкостей и твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый
закон термодинамики. Принципы действия тепловых машин. Проблемы теплоэнергетики и охрана
окружающей среды.
Демонстрации
1. Кристаллические и аморфные тела.
2. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
3. Определение массы воздуха в классной комнате на основе измерений объѐма комнаты,
давления и температуры воздуха в ней.
4. Измерение удельной теплоѐмкости вещества.
5. Измерение влажности воздуха.
Контрольная работа № 2 по теме «Основное уравнение МКТ и уравнение состояния
идеального газа».
Контрольная работа № 3по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»
3.ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ (22 часа)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Электрическое поле. Разность потенциалов. Источники постоянного тока. Электродвижущая сила.
Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, газах и
вакууме. Полупроводники.
Демонстрации
1. Электризация тел.
2. Электрометр.
3. Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы
6. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Контрольная работа № 4 по теме «Законы постоянного тока».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

1

Физика и методы
научного познания
Механика
Молекулярная

2
3

Количество
часов

Количество
контрольны
х работ

Количество
лабораторных
работ

2

Электронные
образовательные
ресурсы (ссылки)

http://fizika.ru
http://somit.ru

18

2
13

2

4
5

физика.
Термодинамика
Основы
электродинамики
Повторение
ВСЕГО

24

2

3

22
2
68

1

1

4

6

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».