РП физика 9 класс

Физика 9 класс
(базовый уровень, ФГОС ООО)
2023/2024 учебный год
(3 часа в неделю, 102 часа)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
основного общего образования.
Личностные


Сформированность

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих

способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
 мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные
 формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об
объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата
изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
 формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы
(механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и
поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики,
атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и
квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
 умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и
связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения
практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических
устройств на окружающую среду;
 осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.
 осознание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
 овладение основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и
искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;
 развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых
явлений с целью сбережения здоровья;
 формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и
энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и
механизмов.
 коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации.
Ученик научится:




распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение,
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического
движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
2

имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);


описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела,
плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс
тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила
трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;



анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил
(нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;



различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;



решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила,
давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,
коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.



распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения
атома;



описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;



анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;



различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;



приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Ученик получит возможность научиться:
3



использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;



различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(закон Гука, Архимеда и др.);



находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата,
так и при помощи методов оценки.



использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;



соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;



приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра и различать условия его использования;



понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа 9 класс рассчитана на 102часа, по 3 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение следующих разделов:
Раздел 1. Механические явления (40часов)
1.1 Механическое движение и способы его описания (10 часов)
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь – скалярная
величина. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное
движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля
скорости от времени.
Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики
зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени
движения. Равномерное движение по окружности. Линейная и угловая скорости.
Центростремительное ускорение.
Демонстрации
1. Равномерное прямолинейное движение.
2. Зависимость траектории движения от выбора тела отчета.
3 Свободное падение тел.
4. Равноускоренное прямолинейное движение.
5. Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты
1. Определение ускорения при равноускоренном движении по наклонной плоскости».
Контрольная работа № 1 «Механическое движение и способы его описания».
1.2 Взаимодействие тел (20 часов)

4

Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса – скалярная
величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон
Ньютона. Движение и силы.
Демонстрации
1. Явление инерции.
2. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.
3. Третий закон Ньютона.
4. Сложение сил.
Лабораторные работы и опыты
2. Определение жесткости пружины.
3. Определение коэффициента трения скольжения.
Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел»
1.3 Законы сохранения (10 часов)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Работа.
Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые
механизмы. Коэффициент полезного действия. Возобновляемые источники энергии.
Демонстрации
1. Реактивное движение модели ракеты.
Лабораторные работы и опыты
4. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной
поверхности.
5. Изучение закона сохранения энергии.
Раздел 2. Механические колебания и волны (15 часов)
2.1 Механические колебания (7 часов)
Колебательное движение и его основные характеристики. Математический и пружинный
маятники. Превращение энергии при колебательном движении. затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс.
2.2 Механические волны. Звук. (8 часов)
Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и поперечные волны. волны и
скорость еѐ распространения. Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и
ультразвук.
Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны (6 часов)
3.1 Электромагнитное поле и электромагнитные волны (6часов).
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала
электромагнитных волн. Использование электромагнитных волн для сотовой связи.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства света.
Раздел 4.Световые явления
4.1. Законы распространения волн (6 часов)
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны и их свойства. Шкала электромагнитных волн.
Использование электромагнитных волн для сотовой связи. Электромагнитная природа света.
Волновые свойства света.
Раздел 5. Квантовые явления (15 часов)
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры.
Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи атомных ядер.
Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор.
Термоядерные реакции. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические
проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации
1. Дозиметр.
Лабораторные работы и опыты
10.Измерение элементарного электрического заряда.
11.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
5

12. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Контрольная работа № 4 «Квантовые явления

ТЕМАТИЧЕСЕОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название темы

1

2

Количество
лабораторных
работ

Механические явления
а) Механическое
движение и способы его
описания.

10

б) Взаимодействие тел.

20

в) Законы сохранения.

10

2

7

2+2

Механические
колебания и волны.
а) Механические
колебания.
б) Механические волны.
Звук.

3

Электромагнитное
поле и
электромагнитные
волны

4

Световые явления :
Законы распространения
света.

5

Количество Количество
часов
контрольных
работ

1

8

http://classfizika.narod.ru
9

1

1

http;//www.fizi
ka.ru

2

1

6

1

6

1

Линзы и оптические
приборы.

6

Разложение белого света
в спектр

3

1

Испускание и
поглощение света
атомом.

4

1

Строение атомного ядра.

6

1

1

Квантовые явления:

6

Электронные
образователь
ные ресурсы
(ссылки)

6

Ядерные реакции

7

Повторение и
обобщение содержания
курса физики за 7 – 9
классы

9

Итого

102

1

1

6

7

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».