РП физика 8 класс

ФИЗИКА 8 КЛАСС
(базовый уровень, ФГОС ООО)
2023/2024учебный год (2 часа в неделю, 68 часов)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы
основного общего образования.
Личностные








сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
убеждѐнность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу
общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода.
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и
изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные







овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными способами
деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей
процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нѐм ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованиемразличных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;

Предметные


знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;











умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы; оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации.

Тепловые явления
Ученик научится:








распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение,
влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция,
излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости
и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины:
количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества,
удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания
топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения
атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и
твердых тел;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
2

двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Ученик получит возможность научиться:









использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых
и гидроэлектростанций;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
применять полученные знания при решении задач, используя закон сохранения энергии в
тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты,
температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная
теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Электрические явления
Ученик научится понимать:


Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое
поле, магнитное поле, атом;



Смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое
напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока,
фокусное расстояние линзы;



Смысл физических законов сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи,
Джоуля – Ленца.
Ученик получит возможность научиться:



Описывать и объяснять физические явления: электризацию, взаимодействие электрических
зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током;
тепловое, механическое, магнитное действие тока,



Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности
электрического тока;

3



Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе
эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи. Выражать
результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;



Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых,
электрических, магнитных явлениях;



Решать задачи на применение физических законов: сохранения электрического заряда, Ома
для участка цепи, Джоуля – Ленца.



Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и
научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее
обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и
презентаций);



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.



использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (амперметр, вольтметр), для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;



понимать экологические проблемы, возникающие при использовании электростанций, и
пути решения этих проблем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебная программа 8 класс рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение следующих разделов:
1.ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (28 часов)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул.
Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды
теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота
парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических
представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах.
Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы
Демонстрация.
4

Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и
газах. Теплопередача путем излучения. Явление испарения. Измерение температуры кипения воды.
Конденсация паров воды.
Фронтальные лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 «Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды».
Лабораторная работа. №2 «Определение удельной теплоемкости вещества».
Лабораторная работа № 3 «Определение удельной теплоты плавление льда».
Лабораторная работа. №4 «Определение относительной влажности воздуха».
Контрольная работа № 1 «Внутренняя энергия. Количество теплоты».
Контрольная работа № 2 «Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»
2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (37 часов)
Электрические заряды. Заряжение тела и их взаимодействия. Постоянный электрический
ток.
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения
электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического
поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое
напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической
цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при
работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
1. Электризация тел.
2. Два вида электрических зарядов.
3. Устройство и принцип действия электроскопа.
4. Закон сохранения электрических зарядов.
5. Проводники и изоляторы.
6. Электростатическая индукция.
7. Устройство конденсатора.
8. Источники постоянного тока.
9. Измерение силы тока амперметра.
10. Измерение напряжения вольтметром.
11. Реостат и магазин сопротивлений.
12. Свойства полупроводников.
Лабораторные работы и опыты
1. Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
Лабораторная работа № 5 «Измерение и регулирование силы тока».
Лабораторная
работа
№
6
«Измерение
и
регулирование
напряжения».
Лабораторная работа № 7 «Исследование зависимости электрического сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала».
Лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока, идущего через
резистор, от сопротивления резистора и напряжения на резисторе»
Лабораторная работа № 9 «Проверка правила сложения напряжений при
последовательном соединении двух проводников».
5

Лабораторная работа № 10 «Проверка правила сложения для силы тока при параллельном
соединении резисторов».
Лабораторная работа № 11 «Определение работы и мощности электрического тока».
Контрольная работа № 3 «Электрические заряды Заряжение тела и их взаимодействия.
Постоянный электрический ток».
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Действие магнитного
поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации
1. Опыт Эрстеда.
2. Магнитное поле тока.
3. Действие магнитного поля на проводник с током.
4. Устройство электродвигателя.
5. Электромагнитная индукция.
6. Правила Ленца.
7. Устройство генератора постоянного тока.
8. Устройство генератора переменного тока.
9. Устройство трансформатора.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование явления намагничивания вещества.
2. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
Лабораторная работа № 12 «Изучение действия магнитного поля на проводник с током».
Лабораторная работа № 13 Конструирование и изучение работы электродвигателя».
3. Опыты Фарадея
4. Изучение работы электрогенератора постоянного тока.
5. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.
Контрольная работа № 4 «Электрические и магнитные явления.
3. РЕЗЕРВ (3 ч)
Повтор

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

Количество Количество
часов
контрольных
работ

1

Тепловые
явления

28

2

4

https://classfizika.narod.ru/8

2

Электрические и
магнитные
явления

37

2

9 +3

http;//www.fizika.
ru

3

Резерв

3

4

Итого

68

4

16

6

Количество
лабораторных
работ

Электронные
образовательные
ресурсы (ссылки)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».