РП внеурочная деятельность Занимательная химия 8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Занимательная химия»
разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями
на 29 декабря 2022 г.);
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07.2020 г.);
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.);
Приказа Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 18.12.2020 г. № 1823 «Об утверждении Концепции воспитания и
социализации обучающихся Республики Крым»;
Данная программа разработана на основе дополнительной
образовательной программы естественнонаучной направленности «Химия
вокруг нас», разработчик: Тхир Ольга Степановна, педагог дополнительного
образования , г. Красноперекопск , Республика Крым.
Направленность
–
предлагаемая
Программа
имеет естественнонаучную направленность, которая является важным
направлением в развитии и формировании у школьников первоначального

целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых
химических знаний.
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют
практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных
химических материалов, осознают практическую ценность химических
знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение
задач различного содержания является неотъемлемой частью химического
образования. Решение задач воспитывает у ребят трудолюбие,
целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи
обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает
мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Актуальность Программы заключается в том, что данный курс важен
потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое
назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить
знания ребят о химических методах анализа, способствует овладению
методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по
органической химии, раскрывает перед ними интересные и важные стороны
практического
использования
химических
знаний.
Практическая
направленность изучаемого материала делает данный курс очень
актуальным. Содержание курса позволяет ребенку любого уровня
включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе
деятельности Изучаемая программа имеет значение в развитии и
формировании у обучающихся представления о мире химии и химическом
веществе. Актуальность программы определяется образовательными
стандартами нового поколения, когда важно не только формировать знания у
обучающихся, но и использовать полученные знания в повседневной жизни,
способность применять их в реальных жизненных ситуациях. Эта программа
дает
возможность
обучающимся
заниматься
самостоятельной
познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и
охраны окружающей среды.
Отличительной особенностью Программы
является активное
использование является активное
использование оборудования
центра
«Точки роста», демонстрационных материалов, презентаций, видеороликов,
интерактивных заданий, что позволяет сделать занятия интересными,
запоминающимися. Реализация программного материала способствует
ознакомлению
обучающихся
с
организацией
коллективного
и
индивидуального
исследования,
побуждает
к
наблюдениям
и
экспериментированию,
позволяет
чередовать
коллективную
и
индивидуальную деятельность. Cтруктура занятий построена таким образом,

что теоретические знания учащийся получает одновременно с практикой, что
способствует формированию у детей глубокого и устойчивого интереса к
миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых
практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий
для раскрытия роли химии.
Педагогическая целесообразность Программы. Педагогическая
целесообразность программы «Химия вокруг нас» заключается в том, что
данный курс способствует развитию интереса к этой удивительной науке,
формированию
научного
мировоззрения,
расширения
кругозора
обучающихся,
способствует
приобщению
к
культуре
научноисследовательской деятельности, формированию научного мировоззрения,
сознательному выбору химико-биологического (медицинского) профиля.
Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов,
обучающихся в области экологии, валеологии поэтому он будет полезен
широкому кругу обучающихся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного
характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в
быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья
позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их
познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах,
развивать аналитические способности.
Содержание данной программы направлено на развитие
экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к
природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для
сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Адресат. Программа «Занимательная химия» разработана для
обучающихся в возрасте 13-14 лет. интересующихся химическими
процессами, происходящими в природе и в быту, имеющих познавательный
интерес и творческие способности. Особое значение для подростка в этом
возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации.
Объем и срок освоения. Программа включает 134 учебных часа, срок
освоения Программы – 1 год.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель - формирование у детей глубокого и устойчивого интереса к
миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых
практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий
для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла.

Обучить приемам правильного обращения на практике с химической
посудой и оборудованием (пробирки, штатив, фарфоровые чашки,
пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.). Обучить
приемам правильного обращения на практике с новым оборудованием
центра «Точка роста»
Задачи:
Образовательные:
- формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
- формирование навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения
химического эксперимента;
- развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в
достижении цели, креативных способностей;
- формирование коммуникативных умений;
- формирование презентационных умений и навыков;
- на примере химического материала развитие учебной мотивации ребят на
выбор профессии, связанной с химическим производством;
- возможность для детей проверить свои способности в естественно-научной
области;
- формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных
задач по химии.
Воспитательные:
- формирование интереса к изучаемому предмету;
- занимательное и ненавязчивое внедрение в сознание ребят мысли о
необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья
будущего поколения;
- воспитание нравственного и духовного здоровья.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- развитие конструктивного мышления и сообразительности.

Воспитательный потенциал Программы
Данная Программа имеет значительный воспитательный потенциал, так как
способствует процессу социализации учащихся в современном обществе,
воспитывает у ребят такие качества как ответственность перед коллективом,
умение взаимодействовать с участниками детского сообщества, активность,
потребность в исследовательской, творческой деятельности, соблюдение

этических норм, Программа прививает интерес к наукам, что так необходимо
нам для построения высокоразвитого государства. Благодаря своей
специфике, разнообразию материала, форм, методов, приемов обучения
химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и
воспитания школьников. В результате проведения воспитательных
мероприятий планируется достижение высокого уровня сплоченности
коллектива, повышение интереса к творческим занятиям, а также уровня
личностных достижений учащихся. Программой предусматривается участие
учащихся в акциях, конкурсах, выставках, научно-практических
конференциях, сетевых проектах и т.п.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате успешного освоения программы у обучающихся планируемые
результаты можно представить, как:
Личностные результаты
1. в ценностно-ориентационной сфере– ответственное отношение
к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
чувство гордости за химическую науку, отношение к труду,
целеустремленность, самоконтроль и самооценка; осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
2. в трудовой сфере– готовность к осознанному выбору
дальнейшей образовательной траектории;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере –
мотивация учения, умение управлять своей познавательной
деятельностью, коммуникативная компетентность в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
1. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике;
2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые
для их реализации;
3. умение определять последовательность действий, определять
последовательность выполнения действий, составлять
простейшую инструкцию из 2–3 шагов.
4. овладение навыками самостоятельного приобретения новых
знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еѐ
осуществления;

5. Познавательные
1. владение универсальными естественно-научными способами

деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное
исследование; применение основных методов познания,
анализировать объекты с целью выделения признаков;
2. использование различных источников для получения
химической информации.
3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
4. Коммуникативные
1. организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
2. умение доказать свою точку зрения, строить рассуждения в
форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях.
3. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и
взаимодействовать на основе координации различных позиций
при выработке общего решения в совместной деятельности;
4. умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета
интересов и позиций всех его
участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• давать определения изученных понятий;
• описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык
и язык химии;
• классифицировать изученные объекты и явления;
• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных
химических закономерностей;
• структурировать изученный материал и химическую
информацию, полученную из других источников;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека;
• разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь
компонентов живой и неживой природы и человека как важную
часть этого единства;

строить свое поведение в соответствии с принципами бережного
отношения к природе.
3. В трудовой сфере:
•

•

Планировать и проводить химический эксперимент;

Использовать вещества в соответствии с их предназначением и
свойствами, описанными в инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
• Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других
травмах, связанных с веществами и лабораторным
оборудованием.
•

Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение программы: занятия
проводятся в кабинете химии. Для занятий используется проектор, телевизор,
ноутбук- для показа наглядных материалов и обучающих фильмов, колонки
переносные, карточки с заданиями, таблицы. В кабинете имеется весь
необходимый методический материал, оборудование, химическая посуда,
вытяжной шкаф, а также оборудование центра «Точка роста»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Материально-техническая база кабинета
Принтер
Ноутбук
Телевизор
Предметные и покровные стекла
Пинцет анатомический
Пипетки
Препаровальные иглы
Чашки Петри
Микроскоп световой
Лупа лабораторная
Учебные таблицы по химии (комплект)
Коллекции
Пробирки
Колбы
Химические стаканы
Штативы лабораторные
Штативы для пробирок

1
1
1
200
10
200
15
15
15
13
3
12
100
40
40
12
25

Методы обучения:
Словесные методы- беседа, лекция, инструктаж;
Наглядные методы– демонстрация на занятиях различных схем, таблиц,
коллекций животных, гербария, рельефных таблиц, моделей, муляжей,
модели – аппликаций, динамические пособия, мультимедийных учебных
изданий, презентаций РР;
Практические методы– практические работы, сборники для выполнения
практических и лабораторных работ.
Методы воспитания: убеждение,
стимулирование, мотивация и др.

поощрение,

упражнение,

Формы организации образовательного процесса – индивидуальногрупповая, групповая.
Формы организации учебного занятия – лекции, беседы, диспуты,
викторины, практические занятия, презентации, контроль знаний, экскурсии.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии:
 введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе
личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
 формирование у обучающихся разнообразных способов деятельности и
развитие творческих способностей;
 использование метода как «ситуации успеха»;
 использование методики разноуровневого подхода.
Технологии индивидуализации обучения:
 способ организации учебного процесса с учѐтом индивидуальных
особенностей каждого ребенка
 выявление потенциальных возможностей всех учащихся (поощрение
индивидуальности)
Игровые технологии:
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали
ощущение успеха, занятия проходят в игровой форме (викторина)
Информационно – коммуникационные технологии:
 проектор,
 ноутбук.
 интерактивный программно-аппаратный комплекс
Здоровьесберегающие технологии:
- психолого-педагогические (создание благоприятной психологической
обстановки, соответствие содержания обучения возрастным особенностям
детей, чередование занятий с высокой и низкой активностью)
- физкультурно-оздоровительные (использование физкультминуток,
динамических пауз, пластические разминки)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2ч)

Организационные вопросы. Проведение инструктажа по технике
безопасности. Правила поведения в учебном кабинете. Правила техники
безопасности при работе с химическими веществами. Ознакомление с
планом работы кружка. Выбор актива кружка.
Практическая работа 1
Оказание первой помощи при отравлении и химических ожогах.
Тема 1 Химическая лаборатория (2ч)
Химическая лаборатория. Химическая посуда. Лабораторный штатив.
Спиртовка. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами.
Экскурсия в химическую лабораторию города.
Практическая работа 2
Основные приемы работы с твердыми жидкими и газообразными
веществами.
Практическая работа 3
Признаки и условия химических реакций
Тема 2 Химия и окружающий мир ( 4ч)
Роль химии в познании окружающего мира. Значение химии в народном
хозяйстве. Роль химии в развитии науки. Техника демонстрации опытов.
Знакомство с химическим веществом и предметами лабораторного
оборудования. Чистые вещества и смеси.
Практическая работа 4
Знакомство с техникой выполнения общих практических операций:
наливание, взвешивание веществ, растворение твердых веществ, нагревание,
выпаривание.
Практическая работа 5
Исследование физических свойств веществ. Способы разделения
однородных и неоднородных смесей.
Практическая работа 6
Очистка загрязненных веществ.
Тема 3 Вода в природе (3ч)
Роль воды в природе и технике. Круговорот воды в природе. Вода во
вселенной. Водные источники своего края. Охрана водных источников
своего края. Методы мониторинга водных объектов. Вода – универсальный
растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Минеральные
природные воды и минеральные источники. Источники загрязнений
природной воды. Проблема пресной воды.
Практическая работа 7
Приготовление водных растворов.
Тема 4 Удивительный мир кристаллов (3ч)

Знакомство с необычными веществами – кристаллами. Кристаллы в природе.
Сталагмиты и сталактиты. Кристаллизация веществ. Кристаллы и их
многообразие. Строение и рост кристаллов. Кристаллы, их особенности.
Цветные кристаллы. Способы выращивания кристаллов. Рассмотрение
кристаллов солей под микроскопом.
Практическая работа 8
Исследование растворимости твердых веществ при изменении температуры.
Практическая работа 9
Приготовление пресыщенных растворов и исследование их свойств.
Практическая работа 10
Рост кристаллов солей под микроскопом
Занятия-игра «Химическое лото»,
«Химическое домино» Сбор и систематизация материалов по теме проектов
Тема 5 Химия в мире растений (5 ч)
Условия жизни и питания растений. Диагностика питания растения.
Способы определения питательных элементов в почве. Лекарственные
растения. Красители из растений. Растения-индикаторы. Местные растения –
индикаторы. Растения и парфюмерия. Изучение местной флоры.
Практическая работа 11
Условия сушки, хранение и гербаризация лекарственных растений.
Практическая работа 12
Извлечение хлорофилла из листьев растений
Практическая работа 13
Обнаружение крахмала в растениях.
Практическая работа 14
Приготовление природных индикаторов.
Тема 6 Воздух и жизнь на Земле ( 4ч)
Состав воздуха. Кислород. Свойства кислорода. Демонстрация фильма
«Городу - чистый воздух». Загрязнения воздуха. Экологическое состояние
воздушней среды моего села. Озон. Роль озона для человечества.
Углекислый газ. Азот. Подготовка презентации: «Воздух - главное условие
жизни». Кислотные дожди. Мероприятия по охране воздушной среды.
Практическая работа 15
Получение кислорода, горение веществ в кислороде.
Практическая работа 16
Исследование температуры, влажности,
содержания углекислого газа и кислорода в атмосфере воздуха
Тема 7 Химия почвы (2 ч)

Почва. Виды почв. Механический и химический состав почвы. Свойства
почвы. Химико-биологические процессы, происходящие в почве.
Характеристика почв нашей местности. Плодородие почвы и регулирование
его человеком. Загрязнение почв. Охрана и рациональное использование
почв.
Практическая работа 17
Определение влажности, плотности и состава почвы.
Тема 8 Химия в быту (5ч)
Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности
моющих средств. Синтетические моющие средства. Стиральные порошки и
другие моющие средства.
Кальцинированная сода и тринатрийфосфат. Как работают моющие
средства. Изучение состава материалов для ремонта квартиры. Опасные
составляющие стройматериалов. Изделия из ПВХ. Клеи.
Практическая работа18
«Моющие средства для мытья посуды»
Практическая работа19
Синтетические моющие средства для стирки
Практическая работа 20
Работа с этикеткой.
Практическая работа 21
Выведение пятен ржавчины, йода, чернил, жира.
Тема 9 Химия и медицина. (2ч)
Аптека – рай для химика. Формирование информационной культуры
обучающихся. Лекарства и яды в древности. Домашняя аптечка и аптечка
химического кабинета. Аптечный йод и его свойства. Аспирин или
ацетилсалициловая кислота и его свойства. Перекись водорода и гидроперит.
Свойства перекиси водорода. Перманганат калия, марганцовокислый калий,
он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность
может представлять марганцовка. Нужна ли в домашней аптечке борная
кислота. Антибиотики: за и против. Старые лекарства, как с ними поступить.
Практическая работа 22
Сбор индивидуальной аптечки для похода в природу.
Практическая работа 23
Занимательные опыты с использованием
перекиси водорода
Тема 10 Пища, которую мы едим (2ч)

Что нужно знать, покупая продукты. Пищевая ценность белков, углеводов,
жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Ароматизаторы и
пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке
овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по
уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество
пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов. Что мы пьем?
Химия чая.
Практическая работа 24
Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых
добавок, их значение и действие на организм человека.
Практическая работа 25
Анализ состава продуктов питания. Определение нитратов в овощах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование темы
Введение
Химическая лаборатория
Химия и окружающий мир
Вода в природе
Удивительный мир кристаллов.
Химия в мире
растений
Воздух и жизнь н
Земле
Химия почвы
Химия в быту
Химия и медицина
Пища, которую мы едим
ВСЕГО

Всего
часов
2
2
4
3
3
5

Лабораторные
работы
1
2
3
1
3
4

4

2

2
5
2
2

1
4
2
2

34

25

Список литературы
Литература для педагога
1.
Алексинский
В.Н.
Занимательные
опыты
по
химии.//«Просвещение», М., 2005.
2.
Баженова
О.Ю.
Пресс-конференция
«Неорганические
соединения в нашей жизни»// Химия в школе. 2005, № 3.
3.
Балеев И.И. Домашний эксперимент по химии. «Просвещение»,
М. 1977
4.
Дерпгольц В.Ф. Вода во вселенной. //Недра Л., 1971
5.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. //Дрофа М., 200012003
6.
Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах:
тематические кроссворды. Волгоград: Учитель, 2005.-119с.
7.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. // Химия
Л., 1985
8.
Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего
воздуха.// Химия в школе. -2,2010.
9.
Кукушкин Н.Н. Химия вокруг нас. // Высшая школа М.,1992
10. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием.// Химия
в школе.1999, № 3
11. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и
дома.// Севастополь, 2009.
12. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными
веществами.// Химия в школе. 2004, № 9.
Литература для обучающихся
1. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории. – М.:
Дрофа, 2008
2. Энциклопедия для детей. Химия.// Аванта М., 2003.
3. Энциклопедический
словарь
юного
химика.//Педагогика
М.,1982.
4. Мир химии. СПб, М.: М-Экспресс, 1995
5. Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и
эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002

6. Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и
дома.//Севастополь 2009.
Литература для родителей
1. Дерпгольц В.Ф. Вода во вселенной.//Недра Л., 1971
2. ЯковишинЛ.А. Занимательные опыты по химии: в школе и
дома.// Севастополь 2009.
3. Штремплер
Г.И. Химия
на
досуге:
Домашняя
лаборатория.
«Просвещение» М., 2001.
Интернет-ресурсы
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - Ваш помощник, лоцман в море
химических веществ и явлений.
http://himik-cdyt.educrimea.ru/
-Официальная
страница
педагога
дополнительного
образования
Тхир
О.С.
http://www.sevchem.narod.ru/opyt.files/krov.htm-Занимательные опыты по химии.
http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11
классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».