РП внеурочная деятельность Занимательная физика 8

Внеурочная деятельность «Занимательная физика»
(Внеурочная деятельность по обеспечению учебной деятельности)
ФГОС ООО
8 класс
2023/2024учебный год
(1 час в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
 ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
 способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной
деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных
заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном
пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью
инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по
определенному плану, владение основными приемами решения, осознания
деятельности по решению задачи.


В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение,
владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Предметные:
 ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать
границы их применимости;
 понимать определения физических величин и помнить определяющие
формулы;
 понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или










иные объекты и явления природы;
знание модели поиска решений для задач по физике;
знать теоретические основы математики.
примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
анализировать условие задачи;
переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
составлять план решения;
выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
владеть основными умственными операциями, составляющими поиск
решения задачи.

Содержание программы внеурочной деятельности
Тепловые явления.
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и
конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения
различных жидкостей. 3. Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы: 1. Изменения длины тела при нагревании и
охлаждении. 2. Отливка парафинового солдатика. 3. Наблюдение за плавлением льда
4. От чего зависит скорость испарения жидкости? 5. Наблюдение теплопроводности
воды и воздуха.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью
вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных
приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и
устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по
усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и
проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах.
Анализируют, выбирают и обосновывают своѐ решение, действия. Представление
результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с
правилами речевого поведения.
Электрические явления.
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и
действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт
Вольта. Электрический ток в электролитах.
Демонстрации: 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3.
Электрофорной машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных
средств. 2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика» .
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки
успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом –
листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины
отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и
практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и

моделирование.
Электромагнитные явления.
Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури.
Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.
Демонстрации: 1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле. 2.
Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях. 3. Демонстрация
разновидностей электроизмерительных приборов. 4. Наглядность разновидностей
электродвигателей.
Лабораторные работы: 1. Исследование различных электроизмерительных
приборов.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки
успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом –
листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины
отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Оптические явления.
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление
камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное
изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его
помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал.
Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие
волоконной оптики. Использование законов света в технике.
Демонстрации: 1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в
нескольких плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование
волоконной оптики. 5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы: 1. Изготовление камеры - обскура и исследование
изображения с помощью модели. 2. Практическое применение плоских зеркал. 3.
Практическое использование вогнутых зеркал. 4. Изготовление перископа и
наблюдения с помощью модели.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством
постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки
успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют
количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают
познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают
свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.
Человек и природа
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств
в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение.
Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии
природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий.
Наука и безопасность людей.
Демонстрации: 1. фотоматериалы и слайды по теме.
Лабораторные работы: 1.Изучение действий средств связи, радио и
телевидения.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают)
способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Формы организации образовательного процесса:

 групповая;
 индивидуальная;
 фронтальная.

Ведущие технологии:
Используются элементы следующих технологий: проектная, проблемного
обучения, информационно-коммуникационная, критического мышления, проблемного
диалога, игровая.
Основные методы работы на уроке:
Ведущими методами обучения являются: частично-поисковой, метод
математического моделирования, аксиоматический метод.
Формы контроля:
Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится.
Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения
самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности
учащегося.
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит
через практическую деятельность; зачетные работы:
 тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением
разных методов решения в виде текстового документа, презентации, флэшанимации, видеоролика или web – страницы (сайта)
 выставка проектов, презентаций;
 демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным
или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятии,
фестивале экспериментов; физические олимпиады.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название темы
Введение
Тепловые явления
Электрические явления
Электромагнитные явления
Оптические явления
Человек и природа
Итого

Количество часов
1
11
8
3
7
4

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

Дата
по
плану
07.09

14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01
18.01
25.01

01.02

Дата
по
факту

Количество часов
Тема занятия
1. Введение (1ч)
Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Техника безопасности.
2. Тепловые явления (12 ч)
Разнообразие тепловых явлений. Тепловое
расширение тел.
Лабораторная работа «Изменения длины
тела при нагревании и охлаждении».
Теплопередача
Наблюдение
теплопроводности воды и воздуха.
Лабораторная работа «Измерение удельной
теплоѐмкости различных веществ».
Плавление и отвердевание. Лабораторная
работа «Отливка парафинового солдатика»
Лабораторная работа «Наблюдение за
плавлением льда»
Решение олимпиадных задач на уравнение
теплового баланса
Решение олимпиадных задач на расчѐт
тепловых процессов
Решение олимпиадных задач на расчѐт
тепловых процессов
Испарение и конденсация. От чего зависит
скорость испарения жидкости?
Состав атмосферы, наблюдение перехода
ненасыщенных паров в насыщенные.
Влажность воздуха на разных континентах
3. Электрические явления (8ч)
Микромир. Модели атома, существовавшие до
начала XIX
История открытия и действия гальванического
элемента
История создания электрофорной машины
Опыты Вольта. Электрический ток в
электролитах.
Решение олимпиадных задач на законы
постоянного тока
Наблюдение зависимости сопротивления
проводника от температуры.
Лабораторная работа «Определение
стоимости израсходованной электроэнергии по
мощности потребителя и по счѐтчику».

теория

практика

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

08.02
21

22
23
24
25

15.02
22.02
29.02
5.
07.03
14.03

26
27
28
29
30

04.04
11.04
18.04
25.04
7.
16.05

Решение олимпиадных задач на тепловое
действие тока
4. Электромагнитные явления (3ч)
Электромагнитные
явления.
Электроизмерительные приборы.
Магнитная аномалия. Магнитные бури
Разновидности электродвигателей.
6. Оптические явления (7ч)
Источники света: тепловые, люминесцентные
Эксперимент
наблюдение.
Многократное
изображение предмета в нескольких плоских
зеркалах.
Изготовить перископ и с его помощью
провести наблюдения

1

1
1
1
1
1
1

Практическое использование вогнутых зеркал

1

Развитие волоконной оптики.

1

Использование законов света в технике

1

7.Человек и природа (4ч)
Автоматика в нашей жизни.

1

Радио и телевидение

1

33

Альтернативные источники энергии. Виды
электростанций

1

34

Наука сегодня. Наука и безопасность людей.

1

31
32

23.05

Содержание программы внеурочной деятельности
7 класс
Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и
косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет
погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов
измерений в форме таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении
экспериментальных задач, практических работ.
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления,
физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать
физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и
обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы
(воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать. Сборка
приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение
лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей
приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Механика.
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление
движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости
неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила.
Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила
упругости, сила трения.

Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в
пружине, от степени деформации пружины. Определение коэффициента трения на
трибометре. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих
проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчѐта и
связывать его с системой координат. Использовать систему координат для изучения
прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций. Использование
измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на
основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение
заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах.
Анализируют, выбирают и обосновывают своѐ решение, действия. Представление
результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с
правилами речевого поведения.
Гидростатика.
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление,
сообщающиеся сосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в
задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки).
Экспериментальные задания: 1)измерение силы Архимеда, 2)измерение момента
силы, действующего на рычаг, 3)измерение работы силы упругости при подъеме груза
с помощью подвижного или неподвижного блока.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих
проблемных ситуаций.
Сборка приборов и конструкций. Использование
измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ.
Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на
основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых
группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своѐ решение, действия.
Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений
и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Статика.
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент
силы. Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических
систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих
проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с
физической моделью «абсолютно твѐрдое тело». Решать задачи на применение
условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия
рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и
в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов.
Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение
неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию

приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики
экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своѐ
решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности.
Подготовка сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку
деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
8 класс
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
п/
п

Тема занятия
№

1

1

2

1

2

2

3

3

4

1

5

2

7

7

8

4

9

5

10

6

Количество
часов
теор практи
ия
ка

1. Введение (1ч)
Вводное занятие. Цели и
задачи курса.
1
Техника безопасности.
8. Роль эксперимента в жизни человека (3ч)
Система единиц, понятие о
1
прямых и косвенных измерениях
Физический
эксперимент.
Виды физического эксперимента.
Погрешность измерения. Виды
1
погрешностей измерения. Расчѐт
погрешности измерения.

Лабораторная
работа
«Измерение объема твердого
тела».
Правила
оформления
лабораторной работы.
9. Механика (8ч)
Равномерное и неравномерное
движения.
Графическое
представление
движения.
Решение графических задач,
расчет пути и средней скорости
неравномерного движения.
Понятие инерции и инертности.
Центробежная сила. Применение
данных физических понятий в
жизнедеятельности человека.
Сила упругости, сила трения
Лабораторная
работа
«Исследование
зависимости
силы упругости, возникающей в
пружине, от степени деформации
пружины».

1

1
1
1

1
1

1

Основные виды учебной деятельности
Приводить примеры объектов изучения
физики
(физические
явления,
физическое тело, вещество, физическое
поле). Наблюдать и анализировать
физические явления (фиксировать
изменения
свойств
объектов,
сравнивать
их
и
обобщать).
Познакомиться с экспериментальным
методом
исследования
природы
(воспроизводить,
фиксировать
изменения
свойств
объекта,
анализировать. Сборка приборов и
конструкций.
Использование
измерительных приборов. Выполнение
лабораторных и практических работ.
Диагностика
и
устранение
неисправностей
приборов.
Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных.
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск
объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по
чертежам
и
моделям.
Анализ
возникающих проблемных ситуаций.
Изображать
систему
координат,
выбирать тело отсчѐта и связывать его
с системой координат. Использовать
систему координат для изучения
прямолинейного
движения
тела.
Сборка приборов и конструкций.
Использование
измерительных
приборов. Выполнение лабораторных и
практических работ. Диагностика и
устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование
и моделирование. Выполнение заданий

11

7

12

8

13

1

14

2

15

3

16

4

17

5

18

6

19

7

20

8

21

9

22

10

23

11

24

12

Лабораторная
работа
«Определение
коэффициента
трения на трибометре».

Лабораторная
работа
«Исследование
зависимости
силы
трения
от
силы
нормального давления».
10. Гидростатика (12ч)
Плотность. Задача царя Гиерона.
Решение задач повышенной
сложности на расчет плотности
вещества.
Решение задач повышенной
сложности на расчет плотности
вещества.
Давление жидкости и газа. Закон
Паскаля.
Сообщающиеся сосуды.
Лабораторная
работа
«Изготовление модели фонтана»
Лабораторная
работа
«Изготовление модели фонтана»
Закон Паскаля. Давление в
жидкостях и газах.
Гидравлические машины.
Сообщающиеся сосуды.
Выталкивающая сила. Закон
Архимеда.
Лабораторная работа
«Выталкивающая сила. Закон
Архимеда».
Блок задач на закон Паскаля,
закон Архимеда.
Блок задач на закон Паскаля,
закон Архимеда.

1

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1
1

1

26

2

27

3

Блок. Рычаг.
Равновесие твердых тел. Условия
равновесия. Момент силы.
Правило моментов.
Центр тяжести. Исследование

Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск
объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по
чертежам
и
моделям.
Анализ
возникающих проблемных ситуаций.
Сборка приборов и конструкций.
Использование
измерительных
приборов. Выполнение лабораторных и
практических работ. Диагностика и
устранение неисправностей приборов.
Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование
и моделирование. Работа в малых
группах. Анализируют, выбирают и
обосновывают своѐ решение, действия.
Представление результатов парной,
групповой деятельности. Подготовка
сообщений и докладов. Участие в
диалоге в соответствии с правилами
речевого поведения.

1
1

5. Статика (10ч)
25

по усовершенствованию приборов.
Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики
экспериментальной работы. Работа в
малых
группах.
Анализируют,
выбирают и обосновывают своѐ
решение, действия. Представление
результатов
парной,
групповой
деятельности. Участие в диалоге в
соответствии с правилами речевого
поведения.

1
1
1

Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск
объяснения наблюдаемым событиям.
Определение свойств приборов по
чертежам
и
моделям.
Анализ
возникающих проблемных ситуаций.
Наблюдать
действие
простых
механизмов.
Познакомиться
с

28

4

29

5

30

6

31

7

32

8

33

9

различных механических систем.
Комбинированные задачи,
используя условия равновесия.
Комбинированные задачи,
используя условия равновесия.
Работа над проектом «Блоки».
Лабораторная работа
«Изготовление работающей
системы блоков». Оформление
работы.
Работа над проектом «Блоки».
Лабораторная работа
«Изготовление работающей
системы блоков». Оформление
работы.
Работа над проектом «Блоки».
Лабораторная работа
«Изготовление работающей
системы блоков».
Оформление работы.

34

10

Защита проектов.

1
1

1

1

1
1

1

физической моделью
«абсолютно
твѐрдое тело». Решать задачи на
применение
условия(правила)
равновесия рычага. Применять условие
(правило) равновесия рычага для
объяснения
действия
различных
инструментов, используемых в технике
и в быту.
Сборка приборов и
конструкций.
Использование
измерительных приборов. Выполнение
лабораторных и практических работ.
Диагностика
и
устранение
неисправностей
приборов.
Выстраивание гипотез на основании
имеющихся данных. Конструирование
и моделирование. Выполнение заданий
по усовершенствованию приборов.
Разработка новых вариантов опытов.
Разработка и проверка методики
экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют,
выбирают и обосновывают своѐ
решение, действия. Представление
результатов
парной,
групповой
деятельности. Подготовка сообщений и
докладов. Осуществляют самооценку,
взаимооценку деятельности. Участие в
диалоге в соответствии с правилами
речевого поведения.

Приложение 1
Критерии оценки лабораторных работ или опыта - исследования
Критерий
1. Аккуратность оформления (описание) работы
2. Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин
3. Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика)

4. Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения
5. Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием
конкретных результатов
Приложение 2
Критерии оценки защиты проекта
Критерий
1. Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая,
грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия,
законы и формулы диктуются для записи.
2. Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков,
использование презентации)
3. Использование практических мини-исследований (показ опыта)
4. Качественные ответы на вопросы слушателей по теме
5. Четко сформулированы выводы

Приложение 3
Пример отчета по лабораторной работе или опыта - исследованию
Тема: «___________________________________________»
(Отвечает на вопрос: "По какому поводу делали?")
Цель:_____________________________________________
(Отвечает на вопрос: "Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы
нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель
должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)
Оборудование:_____________________________________

(Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем
научились пользоваться за время выполнения работы?")
Ход работы:_______________________________________
(Отвечает на вопрос: "Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших
действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаѐтся в методических
указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны
сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они
совпадают!)
Результаты: _______________________________________
(Отвечают на вопрос: "Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести
конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведѐнных
измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки
препаратов или рисунков.)
Варианты представления результатов:
1. Описание явления.
2. Таблица.
3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его
важнейших деталей.
Выводы: __________________________________________
(Отвечают на вопрос: "Что поняли?" Отвечая на этот вопрос следует исходить из цели
лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и
напишите, что же именно вы доказали.)
Приложение 4
Рефлексия обучающегося (в конце лабораторной работы)
 я понял(а), что…
_______________________________________________________________
 было интересно…
_______________________________________________________________
 было трудно…
_______________________________________________________________
 теперь я могу…
_______________________________________________________________
 я почувствовал(а), что…
_______________________________________________________________
 я приобрел(а)…
_______________________________________________________________
 я научился(-лась)…
_______________________________________________________________
 у меня получилось …
_______________________________________________________________
 меня удивило…
_______________________________________________________________
 теперь я хочу…
_______________________________________________________________

Список источников информации
1.
Барковская С.Е. Рабочая программа внеурочной деятельности по
физике «Фзика в задачах».
2.
Борисова Т.А., Донская М.В. Рабочая программа внеурочной
деятельности по физике «За страницами учебника», 2015.
3.
Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И.,
Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2005.
4.
Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для
учителей. 3-е изд., доп. и переработ. М., Просвещение, 1970.
5.
Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7,
8 и 10 классах средней школы: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1992.
6.
Перышкин А.В. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы:
Пособие для учителя/ А.В. Перышкин, Н.А. Родина, Х.Д. Рошовская. – 4-е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 1985.
7.
Сиямкина В.С. Рабочая программа внеурочной деятельности по
физике «Эвристическая физика», 2016.
8.
Тульчинский М.В. Качественные задачи по физике в средней школе.
Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработ. и доп. М., Просвещение, 1972.
Информационно-коммуникативные средства
1.
Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы / Авторы:
Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А., к.ф-м.н. Рыжиков С.Б., К.ф.н. Грязнов А.Ю.
2.
Открытая физика 2.5, часть 1.
3.
Презентации к урокам физики с сайтов Интернета.
4.
Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1. - (Дата
обращения 31.08.2018).
5.
Коллекция:
естественнонаучные
эксперименты.
Российский
общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://experiment.edu.ru/. - (Дата обращения 31.08.2018).
6.
Правила оформления лабораторных работ [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot. – (Дата
обращения 31.08.2018).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».