Положение о едином орфографическом режиме.pdf

М униципальное бюджетное общ еобразовательное учреждение «Чайкинская школа»
Симферопольского района Республики Крым
(МБОУ «Чайкинская школа)
ИНН 9109008653,
ул.Заводская, дом 13, с.Чайкино, Симферопольский район, Республика Крым, РФ, 297521,
тел.: (3652) 33-22-73, e-m ail: chaukapochta@ m ail.ru

РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
педагогического совета
от -t V , <
o y . iL&ti f № у

У /&

Регистрационный №

ПОЛОЖЕНИЕ
о едином орфографическом режиме

\

Подписан: Дамадаева Оксана Александровна
DN: C=RU, OU=Директор, O=МБОУ
«Чайкинская школа», CN=Дамадаева Оксана
Александровна, E=chaukapochta@mail.ru
Основание: я подтверждаю этот документ
Местоположение: с. Чайкино
Дата: 2021.03.29 21:36:13+03'00'

с.Чайкино, 2021

1.0бщие положения
1.1. Положение о едином орфографическом режиме в МБОУ «Чайкинская школа» (далее - 0 0 )
устанавливает единые требования к письменной речи обучающихся и педагогических работников.
1.2. Введения единого орфографического режима в 0 0 направлено на:
- повыш ение
орфографической
и
пунктуационной
грамотности
обучающихся и
педагогических работников;
- воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников.
1.3. Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся и педагогических работников.

2,Общие требования к письменной речи учащихся
2.1. А дминистрация 0 0 координирует работу по внедрению единого орфографического режима в
школе, осущ ествляет плановый и внеплановый инспекционный контроль с целью соблюдения
единого орфографического режима обучающихся и педагогическими работниками.
2.2. Каждый педагогический работник несет ответственность за ведение любой документации в
соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с
орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного
языка.
2.3. Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с обучающимися.
Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной
программы.
2.4. Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая
справочную литературу, словари.
2.5. Учитель несет ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку
и во время урока. Записи на доске необходимо делать четко, аккуратно, разборчивым почерком,
соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.
2.6. Культура письменной речи предусматривает грамотное, правильное высказывание мысли с
помощью графических знаков — букв (на письме), опрятное, чистое, в соответствии с языковыми
нормами, каллиграфическими и эстетичными правилами, письмо.
2.7. Д ля формирования у учащ ихся навыков письменной речи учитель должен:
-проводить систематическую работу по изучению орфографии;
-развивать практические навыки построения синтаксических конструкций;
-формировать навыки каллиграфического письма;
-следить за опрятностью записей учащихся;
-давать образцы правильного письма на доске, в тетрадях и т.д.;
-исправлять, грамматические и языковые ошибки правописаний;
-требовать, чтобы учащ иеся внимательно относились к оформлению письменных работ;
-придерживаться правил ведения ученических тетрадей по всем предметам.
2.8. Ш кольники обязаны бережливо использовать тетрадь, не начинать новую тетрадь, пока не
исписана предыдущая, пользоваться обложками, не пачкать страницы, не вырывать листы.

3. Общие требования к оформлению и ведению ученических тетрадей
3.1 Ведение тетрадей по предметам и их количество определяется методическими рекомендациями
о преподавании учебных предметов.
3.2.Записи в тетрадях необходимо делать синей пастой, аккуратно, грамотно, разборчивым
почерком.
3.3.Тетради должны иметь эстетический вид. Тетради не должны содержать рисунки, записи,
наклейки, аппликации, не относящ иеся к предмету.
3.4.Обложка тетради должна быть подписана согласно образцу:

Тетрадь
для работ
по русскому языку
ученика 5 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Иванова Сергея
English
Galina Sedova
Form 3-B
School of Chaikino

Тетрадь
для контрольных работ
по математике
ученицы 5 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны
Deutsch
Anna Petrova
Klasse 5-A
Schule

3.5. Допускается частично заполненная напечатанная наклейка-ш аблон на тетрадь.
3.6. Тетради могут делиться по назначению:
- рабочие тетради (для классных и домашних работ, лабораторных опытов (по химии);
- тетради для контрольных работ;
- тетради для практических работ (по географии);
- тетради для лабораторных и практических работ (по биологии);
- тетради для лабораторных работ (по физике).
3.7. Для контрольных, лабораторных и практических работ заводятся отдельные тетради, которые
находятся у учителя в кабинете и вы даю тся обучающимся только для выполнения
соответствующ ей работы и работы над ошибками.
3.8. Разреш аю тся тетради на печатной основе, в соответствии с УМК.
3.9,Обучаю щ иеся должны использовать стандартные тетради, состоящ ие из 12-24 листов. Общие
тетради (48 листов и более) могут использоваться на уроках по учебным дисциплинам, при
изучении которых необходимо выполнение больш их по объему работ.
3.10. В тетрадях по любому предмету обязательны поля с внеш ней стороны. Запрещ ается на полях
делать записи без указания учителя.
3.11. В тетрадях в обязательном порядке указываются:
-дата;
-где выполняется работа (классная или домашняя);
-вид работы (контрольная, самостоятельная или др.);
-тема урока;
-номер упражнения, задачи, вопроса.

Пятое сентября
Классная работа
Имя существительное как часть речи
Упражнение 75
Записи оформляются по центру строки без точки в конце.
3.12.Число и месяц выполнения работ в 5-9 классах записываются словами в именительном падеже
по центру

Пятнадцатое апреля
3.13.Число и месяц выполнения работ в 10-11 классах записываю тся арабскими цифрами на полях
(кроме тетрадей по русскому языку, родному (русскому) языку, украинскому языку).

Классная работа

15,01.2021.

3.14.В тетради для контрольных работ после слов Контрольная работа указывается ее номер и
тема, а затем по центру следующей строки - номер варианта

Контрольная работа № 3 по теме: «Дроби»
Вариант 1

3.15. Текст в тетрадях должен быть разделен на смысловые абзацы. В начале абзаца необходимо
соблюдать «красную строку». П ри оформлении красной строки делается отступ вправо 1,5 см.
3.16. У чащ иеся должны придерживались одинаковых интервалов между словами, дописывать
каждую строку до конца, ориентируясь на правила переноса, не выходя за пределы строки.
3.17. Если в конце страницы после даты и наименования работы не помещ ается хотя бы одна
строчка текста, пропустить строку и перейти на новую страницу.
3.1В. Для выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного). Запрещ ается делать записи, подчеркивания, рисунки, графики и т.д. красной пастой,
красными чернилами. Недопустимо использование фломастеров и маркеров, оставляю щ их след на
обратной стороне листа.

4.0бщий порядок проверки письменных работ
4.1.Обязательной проверке и оцениванию подлежат тетради по предметам:

в начальных классах
русский язык
родной язы к
иностранный язык
математика
окружающий мир;

в 5-11 классах
русский язык
литература
родной язы к
иностранный язы к
математика, алгебра, геометрия
химия
биология
физика
информатика
черчение
В рабочих тетрадях делается запись «Тетрадь» и вы ставляется отметка. В конце месяца
данная отметка вносится в отдельную графу без даты на предметной странице классного журнала,
с установленным типом отметки «Т».
4.2. И справление ош ибок учеником.
Ошибки учащ ийся исправляет только ручкой, не карандашом.
Исправлять ошибки нужно следующим образом:
-неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
-часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией;
-вместо зачеркнутого, надписывать нужные буквы, слова, предложения;
-не заключать неверные написания в скобки.
4.3. Учитель при проверке тетрадей подчеркивает, зачеркивает ошибку, записывает правильный
вариант выполнения задания ручкой с пастой красного цвета, а также исправляет допущенные
учащ имися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки.
И справлять орфографическую ошибку необходимо следующим образом: неверно
написанную букву зачеркивать косой линией сверху вниз справа налево.
Исправлять пунктуационную ошибку необходимо следующим образом: неверно
написанный пунктуационный знак зачеркивать косой линией сверху вниз справа налево, вместо
зачеркнутого написать верный знак.
4.4. Работа над ош ибками в контрольной работе, с целью предупреждения повторения аналогичных
ош ибок, проводится в тетрадях для контрольных работ. П орядок работы над ошибками определяет
учитель.

4.5.Контрольные работы проверяю тся у каждого учащ егося. Н а полях тетради для контрольных
работ против каждого задания записывается количество баллов, которым оценен результат
выполнения задания. После последнего задания записывается суммарное количество баллов за
выполнение всех заданий, которое переводится в соответствующую отметку. Д анная отметка
вы ставляется в тетради.
5.Т ребования к ведению тетрад ей в н ач ал ьн ы х к лассах
5.1.Т ребования к оф орм лению тетрадей
Д ля учебной работы допускается использование тетрадей с такими видами графической
сетки:
№ 1 — в две горизонтальных линии разной интенсивности с наклонными линиями, где высота
рабочей строки — 4,0 мм; расстояние от рабочей строки к верхней (нижней) междустрочной
линии составляет 6,0 мм, а между наклонными линиями — 25,0— 27,0 мм; угол наклона между
наклонной и строчной — 65 0;
№ 2 — в две горизонтальных линии разной интенсивности, где расстояния соответственно
равняются: между линиями рабочей строки — 4,0 мм, между рабочими строками — 8,0 мм;
№ 3 — с горизонтальными линиями через 9,0 мм;
№ 5 — в клеточку с нормой линовки 5,0 х 5,0 мм
Обучающиеся 1-4 классов должны использовать стандартные тетради, состоящ ие из 12 листов.
Обучающ иеся 1-2 классов пиш ут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку
учителем определяется с 3 класса.

Графическая сетка №5

В 1 классе в период обучения грамоте первоклассники выполняют обучающие работы в
тетрадях на печатной основе («Рабочие тетради»), где даны образцы написания букв, их
сочетаний, отдельных слов и предложений, а также упражнения на развитие мыш ления и речи
школьников, но по усмотрению учителя часть упражнений или вся работа может выполняться в
обычных тетрадях. В этот период между заданиями классны х работ ученики оставляю т по две
рабочих строки для записей или пометок учителя.
В 3 классе на уроках русского язы ка на протяжении всего года ученики продолжают писать в
тетрадях в две линии с контрольными наклонными (тетрадь с графической сеткой № 1) или в
тетрадях в две горизонтальных линии без контрольных наклонных (тетрадь с графической сеткой
№ 2). Переход класса на письмо в одну линию осущ ествляется в 1 четверти 4 класса. Вы сота малых
букв составляет около 4,0 мм.
Тетради для обучающихся 1 класса и первое полугодие 2 класса подписываются только
учителем, во втором полугодии 2 класса и в 3 - 4 классах - обучающимися.
Дату, название работы и его вид (упражнение, словарный диктант и тому подобное) ученики
записывают, начиная со 2 класса начальной школы. В 4 классе дату выполнения работы по языкам
записывают словами, по математике — число - арабской цифрой, название месяца - прописью.
В тетрадях для контрольных работ, которые выполняю тся в классе, ученики пиш ут дату, вид
задания и заглавие текста.
Запись учениками вида работы (словарный диктант) осущ ествляется по указанию учителя.
Соблюдения красной строки требуется с 1 класса при оформлении текстов, начала нового вида
работы.

Образец записи:
1,2,3 класс
23 декабря
Диктант
Зима

12 апреля
Математический диктант

4 класс
Двадцать третье декабря
Диктант
Зима

12 апреля
Математический диктант

5.2.Требования к ведению тетрадей по математике в начальных классах
Учебные упражнения или другие письменные задания по математике учащ иеся выполняют
в тетрадях в клеточку.
В 1— 4 классах предлагается писать цифры высотой в одну клеточку, в 1— 2 классах писать
малы е буквы высотой в одну клеточку, а в 3— 4 классах — 2/3 клеточки. Больш ие буквы во всех
классах пишут высотой в полторы клеточки.
В 1 классе реш ения задачи ученики записывают в виде выражения. Допускаю тся разные
формы записи реш ения задачи:
2 + 3 = 5 (ящ.) или 2 ящ. + 3 ящ. = 5 ящ
Для облегчения поисков способов реш ения задачи предлагается записывать текст задачи
кратко, используя разнообразные формы: рисунок, схему, таблицу, графические условные
обозначения, ориентируясь на сущ ественные опорные слова текста.
Подбор формы сокращ енной записи задачи осущ ествляет ученик самостоятельно.
Незначительные отклонения в записи краткого условия не должны влиять на оценивание.
Наименования единиц величины пиш ут полностью в вопросе задачи, после словесной
записи числа, например:
В одной корзине 12 кг яблок, в другом — 15 кг. Сколько кшограммов яблок в двух корзинах?
П осле чисел наименования пишут сокращенно:
-без точки: 2мм, Зсм, 4дм, 5м; 7 г, 6кг, 9ц, Ют; 12сек, 13 мин, 14ч;

-точка ставится после сокращ енного наименования денежной единицы: 15 грн.; 20 к.
Единицы скорости сокращенно записывают так: 60 м /сек (или 60 м за 1 сек), 12 км/ч (или 12 км за
1 час).
Единицы площади: 23 см2, 54 м2 (вы сота цифры 2 около буквы — 1/2 клеточки). Читается: 23
квадратных сантиметра, 54 квадратных метра.
Названия предметов около цифры записывают сокращ енно, по правилам сокращений: 40 в.
(40 ведер), Юябл. (10 яблок).
В ответе к задаче названия предметов пишут полностью: в бочку налили 40 ведер воды. По
окончанию обучения грамоте вводится краткая запись ответа задачи, например: 5 кг сахара; 40

ведер воды.
Полный ответ рекомендуется записывать, начиная с 3 класса. Если реш ение задачи записано
без объяснений, то ответ желательно записывать полными предложениями. Полный ответ следует
строить по общим правилам построения предложений (ответов на любой вопрос). Если запись
реш ения задачи была с объяснением (полным или кратким), то ответ можно записывать кратко.
Образцы записей объяснений и ответов:
1 + 3 = 10 (тет.) — в линейку и клеточку.

Ответ: 10 тетрадей.
Ответ: в мешке осталось 50 кг сахара.
Ответ: па 3 т больше.
Ответ: посадили 20 деревьев.
Оформление геометрического материала в тетради:
Если необходим чертёж, то он вы полняется по имеющ имся данным или в строгой
пропорции простым карандаш ом с помощью линейки. «Имя» фигуры записывается ручкой
заглавными буквами латинского алфавита.
Данные величин записываются либо на чертеже ручкой, либо справа от чертежа.
Внизу записывается реш ение и ответ.__________ ________________________ __________________
АВ = СД = 4 см
А
В
4 см
АС = ВД = 2 см

D

2 см
С

Оформление записи реш ения уравнений:
х + 15 = 4 0
* = 4 0 -1 5
* = 25
25+15=40
40 = 40
Ответ: х = 25.
Все письменные вы числения выполняю тся справа от уравнения.
О бразец записи реш ения задачи:
Слово «Задача» пиш ется. Слово «Примеры» и другие виды работ не пиш утся, только
указывается посередине строки их номер (без записи знака №).
Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. Опорные слова пиш утся с
больш ой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например:
Маленькие- 7 м . ?
М. -7 м.
?

Большие - Зм.

Б. -3 м.

Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения и таблицы.

Сущ ествует несколько форм записи реш ения задач:
а) по действиям, выражением, уравнением
О твет пиш ется полный, число на первом месте: Ответ: 10 мячей купили всего.
б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса.
О твет пиш ется кратко: Ответ: 10 мячей.
Оформление реш ения выражений на порядок действий:
-записать выражение полностью;
-указать цифрами над знаками порядок действий;
-расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы
вычислений), отступив вниз одну клетку;
-записать окончательное значение выражения.

5.3.Требования к проверке письменных работ в начальных классах
Работа над ош ибками с целью предупреждения повторения аналогичных ош ибок обязательна
во всех тетрадях по всем предметам после каждой работы. П орядок работы над ошибками
определяет учитель.
Графически неправильно написанную букву или цифру учитель подчеркивает и на полях или в
отдельной строке дает образец правильного их написания.
Во время формирования графических навыков в 1 классе допускается исправление формы
буквы или цифры с целью указания, где именно ученик допускает ошибку. Неправильность
наклона отмечается наклонной линией рядом со знаком, который ребенок написал неправильно.
Грамматические и пунктуационные ош ибки учитель подчеркивает и исправляет.
Стилистические и лексические - подчеркивает волнистой линией.
К исправлению орфографических ош ибок в письменных работах учитель может подходить
дифференцированно:
а)
для самых слабых обучающихся учитель исправляет неправильное написание на правильное
и на полях ставит знак ошибки ( / ) , порядковый номер орфограммы по Памятке;
б)
для другой группы обучающихся учитель зачёркивает неправильное написание, не
исправляя его, на полях ставит знак ошибки ( / ) и порядковый номер орфограммы;
в) можно зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести знак ош ибки ( / ), без
указания номера орфограммы. Обучающийся должен сам определить тип орфограммы и сделать
работу над ош ибками так, как указано в Памятке;
г) в работе сильных учеников учитель подчёркивает слово, в котором допущ ена ошибка, не
указывая её место в слове. На полях вы носится номер орфограммы;
д) в тексте учитель не делает никаких пометок, на полях ставит знак орфографической ( / ),
или пунктуационной ошибки (v), а обучающийся сам должен найти её, определить вид
орфограммы и обратиться к Памятке. Это самый трудный вид задания, которое предполагает
отличное знание орфограммы, умение их определять. Такой подход требует повторной проверки
ученических тетрадей.
В контрольной работе по русскому языку учитель зачеркивает ошибку и на полях ставит знак
орфографической ( / ) или пунктуационной ошибки (v) без указания номера орфограммы.
Замеченную в вы числениях ошибку учителю рекомендуется только зачеркнуть, а ученику правильно вычислить и исправить ее. В тетрадях учеников, которые самостоятельно не могут
исправить неправильный результат вычисления, учитель может зачеркнуть его и сверху написать
правильный.
И справлять неправильный результат по написанному не рекомендуется.
Если ученик ош ибся при реш ении простой задачи в вычислении, учителю рекомендуется
только зачеркнуть ошибку, а ученику - правильно вычислить и исправить ее.
Если ученик ош ибся при реш ении составной задачи в выборе действия или в вычислениях
желательно предложить, чтобы он правильно реш ил всю задачу и заново записал ее решение.

Если задача реш ена правильно, но неправильно сформулировано объяснение или ответ, стоит
подчеркнуть этот текст и предложить ученику правильно его сформулировать и записать заново.
Если неправильно реш ен пример на порядок действий, то рекомендуется ученику перереш ать
его заново.
В контрольной работе по математике неправильный ответ в вычислениях учитель зачеркивает,
неправильную формулировку пояснения, вопроса и ответа подчеркивает, но не исправляет их.
5.4. Т ребования к ведению тетр ад ей по окруж аю щ ем у м иру
По окружающему миру в 1-4 классах заводиться 1 рабочая тетрадь в клетку, в которой
выполняются классные работы, практические работы, домашние работы (при наличии).
Допускается использование тетрадей с печатной основой, в соответствии с УМК.
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внеш ний вид. Н а ее обложке (или первой
странице) делается следующ ая запись:

Тетрадь
для работ
по окружающему миру
ученицы 2 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны
Записи в тетрадях ведутся в соответствии с общ ими требованиями к оформлению.
Для выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного), цветных карандаш ей.
Во 2-4 классах в рабочих тетрадях делается запись «Тетрадь» и вы ставляется отметка. В
конце месяца данная отметка вносится в отдельную графу без даты на предметной странице
классного журнала, с установленным типом отметки «Т».
б.Т ребования к ведению тетрадей по русском у я зы к у и ли тературе
6.1. К оличество и н азначени е тетрад ей по русском у язы к у и ли тературе
Количество тетрадей по русскому языку и литературе:
Предмет
Русский
язык
Литература

5-9 классы
- 2 рабочие тетради,
-1 тетрадь для контрольных работ.
-1 рабочая тетрадь,
-1 тетрадь для контрольных работ.

10-11 классы
-1 рабочая тетрадь;
-1 тетрадь для контрольных работ.
-1 рабочая тетрадь,
-1 тетрадь для контрольных работ.

Если в старш ей школе русский язык является профильным предметом, то рабочих тетрадей
заводится 2.
Тетрадь должна быть в линейку и не толще 18 листов по русскому языку; по литературе
разреш ается заводить тетрадь в клеточку.
6.2.Т ребования к оф орм лению и ведению тетрадей по русском у язы к у и ли тературе
Ведение тетрадей по русскому язы ку и литературе учащ имися школы 5-11 классов является
обязательным.
В тетрадях выполняются письменные работы в классе и дома. Основными видами классны х и
домашних письменных работ являю тся обучающие работы, к которым относятся:
-упражнения по русскому языку;
-конспекты и рефераты по литературе;
-сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и литературе;
-составление аналитических и обобщ ающ их таблиц, схем.

В тетради для к он трольн ы х работ выполняются:
-контрольные диктанты;
-контрольные словарные диктанты;
-контрольные изложения;
-контрольные сочинения.
Тетради для контрольных работ по русскому языку, литературе хранятся в течение всего
учебного года в школе и выдаю тся ученикам для выполнения в них работ над ошибками.
В тетрадях по русскому языку число и месяц записываю тся словами в форме именительного
падежа. Допускается в 10-11 классах указывать дату выполнения работы цифрами на полях в
тетрадях по литературе.
Пропускать строчки в работе запрещ ается, текст в тетрадях «в линию» пиш ется на каждой
строке.
Необходимо пропускать 2 строчки между разными работами для отделения одной работы
от другой и для выставления отметки за работу.
Верхняя строчка на странице не пропускается и является рабочей.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка
дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается
необоснованное наличие пустых м ест на строке.
В работе, требующ ей записи в столбик, первое слово пиш ется с маленькой буквы.
Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: ветер

восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пиш ется с красной строки, с
большой буквы, через запятую.
Например:

Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращ ений
слов, обозначений терминов. Сокращ ается Слово только на согласные:

гласный-гл.,
глухой-глух., звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв.,
существителъное-сущ.
пршагателъное-прт.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
прошедшее время-пр.вр.
настоящее время-н.вр.
будущее время - б.вр.
единственное число-ед. ч.
мноэюественное число-мн.ч.
Н азвания падежей обозначаю тся с больш ой буквы (И .п., Р.п.).
Спряжения глаголов обозначаются римскими цифрами (I спр., II спр.)
Словосочетания пиш утся с маленькой буквы.
Оформление грамматических разборов осущ ествляется согласно требованиям УМК по
образцам, данным в учебниках. Обозначения над словами выполняются простым карандашом.
6.3.П орядок п роверки пи сьм ен н ы х работ по русскому я зы к у и ли тературе
Периодичность проверки тетрадей учащ ихся, в которых выполняются классные и домашние
работы по русскому языку и литературе:

5 к ласс
6 класс

7-9 класс
10-11 к ласс

5-8 к ласс
9-11 к ласс

Р усски й я зы к
после каждого урока у всех учеников
первое полугодие - после каждого урока у всех учеников,
второе полугодие - после каждого урока у слабы х учеников, а у сильных наиболее значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех
учащ ихся
после каждого урока у слабых учеников, а у сильных - наиболее значимые по
своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех учащ ихся
после каждого урока у слабых учеников, выборочно, наиболее важные работы, но
не реже одного раза в месяц у всех учащ ихся
Л и тература
1 раз в неделю - у слабых учеников, выборочно; не реже одного раза в месяц у
всех учащ ихся
не реже одного раза в месяц у всех учащ ихся

Сроки проверки контрольных и самостоятельных работ
Вид работы
Д иктант (5-11 класс)
Изложение и сочинение
(5-8 класс)
Изложение и сочинение
(9-11 класс)
Контрольное тестирование

С р о к п роверки
к следующ ему уроку
в течение 5 дней
в течение 8-10 дней
к следующему уроку

Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных
работ по предметам проверяю тся у всех учащихся.
И сп равлен и е ош ибок учеником .
Ош ибки учащ ийся исправляет только ручкой. И справлять ош ибки нужно следующ им образом:
-неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией;
-часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией;
-вместо зачеркнутого, надписывать нужные буквы, слова, предложения;
-не заключать неверные написания в скобки.
И сп равлен и е ош ибок учителем .
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ош ибки, руководствуясь
следующим:
-при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-9 классов по русскому языку учитель
только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- в тетрадях «слабых» учеников зачеркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак,
вместо зачеркнутого надписы вает нужную букву или пунктуационный знак;
-на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I — орфографическая
ош ибка, V — пунктуационная);
-при проверке изложений и сочинений в 5-9 классах (как контрольных, так и обучающих)
отмечаются (а в необходимых случаях и исправляю тся) не только орфографические и
пунктуационные ош ибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки
подчеркиваются волнистой линией) и грамматические;
-на полях тетради учитель обозначает недочеты в содержании - знаком С (фактические ошибки
знаком Ф, логические — знаком Л), речевые — знаком Р, грамматические — знаком Г.
-подчеркивание и исправление ош ибок производится учителем только красной пастой (красными
чернилами, красным карандашом);

-проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество
ош ибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных
ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических,
логических, речевых и грамматических ошибок;
-после подсчета ош ибок в установленном порядке вы ставляется оценка работы.
П ервая оценка ставится за содержание н речь. П еред нею записывается число ош ибок в
содержании и число речевых недочетов.
Перед второй отметкой - за грамотность - указывается число орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок.
В целом запись будет выглядеть так:
0-2 4
3-3-1 3
П осле проверки письменных работ учащ имся дается задание по исправлению ош ибок или
выполнению упражнений, предупреждаю щ их повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осущ ествляется в тех же тетрадях, в которых
выполнялись соответствующ ие письменные работы.
В конце каждого месяца учитель вы ставляет отметку за ведение тетради по русскому языку
и литературе в классный журнал в колонку без даты.

6. Требования к ведению тетрадей по математике
6.1 .В тетрадях по математике:
- записи необходимо начинать с самой верхней полной клетки;
-цифры и буквы пиш ут в клеточке тетради наклонно;
-каждую цифру, знак и букву записываю т в отдельной клеточке;
- текст в тетрадях «в клеточку» пиш ется через клетку;
- между заголовком работы и работой необходимо пропускать 2 клетки;
- между разными заданиями (сверху вниз) необходимо пропускать 2 клетки;
- между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенства и т.п. отступаю т 3 клетки
вправо, пиш ут на четвертой;
- слева от полей или сгиба тетради отступается 1 клетка (половину клетки считать за целую).
- между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за
работу необходимо пропускать 4 клетки;
-все чертежи выполняю тся с левой стороны от условия задачи и только карандашом;
-при сокращ ении наименований единиц измерений точки не ставятся:

мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.
-все номера заданий и задач, которые выполняю тся в тетради, необходимо записывать в тетрадь по
середине строки.

6.2. Количество и назначение ученических тетрадей по математике
-в 5-6 кл - по 2 тетради;
-в7-9 кл - по 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии);
-в 10-11 кл - по 2 тетради (1 по алгебре и 1 по геометрии);
-в каждом классе 1 тетрадь для контрольных работ ( или1тетерадь по алгебре и Г тетрадь по
геометрии).

6.3. Порядок проверки письменных работ по математике
Тетради учащ ихся, в которых выполняю тся обучающие классные и домаш ние работы,
проверяются:
-в 5 классе — после каждого урока у всех учеников;
-в 6-8 классах — после каждого урока только у слабых учащ ихся, а у сильных — не все работы, а
лишь наиболее значимые по своей важности с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех
учащ ихся проверялись (по геометрии - 1 раз в 2 недели);

- в 9-11 классах — после каждого урока у слабых учащ ихся, а у остальных проверяю тся не все
работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц
учителем проверялись тетради всех учащихся.
бА П роверка контрольных работ учителями осущ ествляется в следующ ие сроки:
- контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 5-8 классах проверяю тся и
возвращ аю тся учащ имся к следующ ему уроку;
- контрольные работы по математике в 9-11 классах, как правило, к следующ ему уроку, а при
больш ом количестве работ (более 70) — через один-два урока.
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ош ибки,
руководствуясь следующим:
- учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам
ученик;
- подчеркивание ош ибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами,
красным карандаш ом);
- после анализа ош ибок в установленном порядке вы ставляется отметка за работу.
Все контрольные работы обязательно оцениваю тся учителем с занесением оценок в
классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Отметки в журнал за
эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
П осле проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок
или выполнению заданий, предупреждаю щ их повторение аналогичных ошибок. Работа над
ошибками, как правило, осущ ествляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись
соответствующ ие письменные работы.

7.Требования к ведению тетрадей по иностранному языку
7.1. Количество и назначение тетрадей по иностранному языку
Д ля выполнения всех видов учебных работ по иностранному языку учащ имся рекомендуется
иметь тетради.
- с первого года обучения (2 класс) - 2 тетради (в линию, в косую), одна из которых может быть на
печатной основе;
- для выполнения тематических, итоговых, контрольных работ тетради не требуются.

Предмет
Иностранный
язык

Количество тетрадей
2 - 4 классы
5 - 9 классы
2 рабочие тетради и
2 рабочие тетради и

10-11 классы
2 рабочие тетради и

словарь

словарь

словарь

7.2.Требования к оформлению и ведению тетрадей по иностранному языку
У чащ иеся пользую тся стандартными тетрадями, состоящ ими из 12-18 листов в линию, в качестве
словаря используются тетради из 96 листов в клетку.
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внеш ний вид и быть обёрнутой. Тетради
для обучающихся второго класса подписываются только учителем, а тетради обучающихся 3 - 1 1
классов подписываются самими обучающимися. Н а ее обложке (первой странице) делается
следующ ая запись:

English
Anton Ivanov
Form 5 «А»
School of Chaikina
У чащ иеся могут писать полу-печатным шрифтом на начальном этапе обучения, затем
постепенно переходят на удобный для каждого шрифт.
Все записи в тетрадях учащ иеся должны проводить с соблюдением следующ их требований:
писать аккуратно и разборчиво; записывать дату выполнения работы (число и месяц). Д ата в

тетрадях по иностранным языкам записывается, так как это принято в странах изучаемых языков.
П осле даты на следующей строке необходимо указывать, где выполняется работа (классная или
домаш няя), указать номер упражнения, вид выполняемой работы.
7.3.С ловарь по ин остранн ом у я зы к у в 2 - 11 классах следует оформлять по следующему
образцу:

English Vocabulary
Anton Ivanov
Form 5 «А»
School of Chaikino
Словари расчерчиваю тся по образцу. Записывается тем а изучаемого модуля зелёной пастой
и активная лексика уроков. С оборотной стороны словаря ведётся грамматический справочник
изучаемого грамматического материала.

№ /№

ТРАНСКРИПЦИЯ

СЛОВО

ПЕРЕВОД

7.4.П орядок п р о вер ки пи сьм ен ны х р абот по ин остранн ом у я зы к у
Устанавливается следующий порядок проверки письменных работ учащихся

Предметы/
классы

2 -4

5 -9

10-11

Иностранный
язык

После
каждого
урока

Значимые классные и домашние Наиболее значимые работы,
работы, но не реже одного раза в но не реже одного раза в
месяц
неделю

При проверке работ в начальной школе учитель исправляет ошибки и пиш ет сверху
правильный вариант слова, выражения и т.д.
В средней школе учитель только исправляет ошибки, в старш ей - только подчёркивает
ошибку. Проводится работа над ошибками учащимися самостоятельно.
Исправлять орфографическую ошибку необходимо следующим образом: неверно
написанную букву зачеркивать косой линией сверху вниз справа налево.
Исправлять пунктуационную ошибку необходимо следующим образом: неверно
написанный пунктуационный знак зачеркивать косой линией сверху вниз справа налево, вместо
зачеркнутого написать верный знак.
Работа над ош ибками в контрольной работе, с целью предупреждения повторения
аналогичных ошибок, проводится в тетрадях для контрольных работ. П орядок работы над
ош ибками определяет учитель.
Оценка за тетрадь вы ставляется в журнал один раз в месяц, за словарь один раз в четверть.
8.Т ребования к ведению тетрадей по биологии
8.1. К оличество и н азн ачен и е тетр ад ей по биологии
У чащ иеся пользую тся стандартными тетрадями в клетку. Допускается использование тетрадей с
печатной основой, входящ их вУМК.
Тетради делятся по назначению:
1 тетрадь - рабочая, для классных и домашних работ;
1 тетрадь - для лабораторных и практических работ;
1 тетрадь - для контрольных работ.
Тетради для контрольных, лабораторных и практических работ находятся у учителя в
кабинете и выдаю тся обучающимся только для выполнения соответствующ ей работы и работы над
ошибками.

8.2.Требования к оформлению и ведению тетрадей по биологии
Тетрадь по предмету доляш а иметь аккуратный внеш ний вид. Н а ее обложке (или первой
странице) делается следующая запись:

Тетрадь
для работ
по биологии
ученицы 7 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для контрольных работ
по биологии
ученицы 7 класса
МБОУ «Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для лабораторных и
практических работ
по биологии
ученицы 7 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

П ри выполнении заданий в тетрадях учащ иеся должны указывать номер вопроса,
упражнения, задачи (при необходимости, указывать страницы учебника).
Для выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного), цветных карандаш ей.

8.3..Порядок проверки письменных работ по биологии
Рабочие тетради по биологии, в которых выполняю тся обучающие классные и домашние
работы, проверяются:
-в 5-9 классах - после каждого урока только у слабоуспеваю щих учащ ихся, а у остальных лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в две недели тетради
всех обучающихся были проверены;
-в 10-11 классах - после каждого урока у слабоуспеваю щ их учащ ихся, а у остальных проверяю тся
не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы не реже
одного раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
По биологии обязательно проверяю тся все практические и контрольные работы,
лабораторные работы могут проверяться выборочно, если на них отводится только часть урока.
Если лабораторная работа рассчитана на весь урок, то она проверяется у всех учащихся.
Учитель при проверке тетрадей подчеркивает, зачеркивает ошибку, записывает правильный
вариант выполнения задания ручкой с пастой красного цвета, а также исправляет допущенные
учащ имися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ош ибки, но
наличие этих ош ибок не должно напрямую влиять на отметку за работу по данному предмету.
В рабочих тетрадях делается запись «Тетрадь» и вы ставляется отметка. В конце месяца
данная отметка вносится в отдельную графу без даты на предметной странице классного журнала,
с установленным типом отметки «Т».

9.Требования к ведению тетрадей по географии
9.1. Количество и назначение тетрадей по географии
Д ля выполнения всех видов работ по географии ученики должны иметь 2 тетради:
-1 тетрадь для выполнения классны х и домаш них работ;
-1 тетрадь для практических работ.
Допускается использование тетрадей с печатной основой, в соответствии с УМК.
Если тетрадь имеет печатную основу, то иметь контурные карты не нужно, в противном
случае необходимо иметь еще и комплект контурных карт.
Тетради для практических работ находятся у учителя в кабинете и выдаю тся обучающимся
только для выполнения соответствующ ей работы и работы над ошибками.

9.2. Требования к оформлению и ведению тетрадей по географии
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внеш ний вид. На ее обложке (или первой
странице) делается следующ ая запись:

Тетрадь
для работ
по географии
ученицы 7 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для практических работ
по географии
ученицы 7 класса
МБОУ «Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Записи в тетрадях ведутся в соответствии с общими требованиями к оформлению.
Для выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного), цветных карандашей.

9.3..Порядок проверки письменных работ по географии
П о географии учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для
достижения планируемых результатов. Практические работы могут оцениваться: у всех учащихся
(обязательные итоговые), выборочно (обучающие).

Ю.Требования к ведению тетрадей по физике
10.1. Количество и назначение тетрадей по физике
У чащ иеся пользую тся стандартными тетрадями в клетку.
Тетради делятся по назначению:
1 тетрадь - рабочая, для классных и домашних работ, экспериментальных исследований;
1 тетрадь - для лабораторных работ;
1 тетрадь - для контрольных работ.
Допускается использование тетрадей с печатной основой, входящих вУМК.
Тетради для контрольных, лабораторных работ находятся у учителя в кабинете и выдаю тся
обучающимся только для выполнения соответствующ ей работы и работы над ошибками.

10.2. Требования к оформлению и ведению тетрадей
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внеш ний вид. Н а ее обложке (или первой
странице) делается следующ ая запись:

Тетрадь
для работ
по физике
ученицы 8 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для контрольных работ
по физике
ученицы 8 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для лабораторных работ
по физике
ученицы 8 класса
МБОУ «Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Записи в тетрадях ведутся в соответствии с общими требованиями к оформлению.
Рисунки, иллюстрирующие содержание задачи выполняются в тетради - справа от условия задачи.
Для выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного), цветных карандашей.

10.3.Порядок проверки письменных работ
Рабочие тетради по физике, в которых выполняю тся обучающие классные и домашние
работы , экспериментальные исследования проверяются:
-в 7-9 классах - после каждого урока только у слабоуспеваю щ их учащ ихся, а у остальных лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в две недели тетради
всех обучаю щихся были проверены;

-в 10-11 классах - после каждого урока у слабоуспеваю щ их учащ ихся, а у остальных проверяю тся
не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы не реже
одного раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
По физике проверяю тся контрольные работы и лабораторные работы у всех учащихся.
Учитель при проверке тетрадей подчеркивает, зачеркивает ошибку, записывает правильный
вариант выполнения задания ручкой с пастой красного цвета, а также исправляет допущенные
учащ имися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ош ибки, но
наличие этих ош ибок не должно напрямую влиять на отметку за работу по данному предмету.
В рабочих тетрадях делается запись «Тетрадь» и вы ставляется отметка. В конце месяца
данная отметка вносится в отдельную графу без даты на предметной странице классного журнала,
с установленным типом отметки «Т».

11.Требования к ведению тетрадей по химии
11.1. Количество и назначение тетрадей по химии
У чащ иеся пользую тся стандартными тетрадями в клетку.
Тетради делятся по назначению:
1 тетрадь - рабочая, для классных и домашних работ, лабораторных опытов;
1 тетрадь - для практических работ;
1 тетрадь - для контрольных работ.
Тетради для контрольных, практических работ находятся у учителя в кабинете и выдаю тся
обучающимся только для выполнения соответствующ ей работы и работы над ошибками.

11.2. Требования к оформлению и ведению тетрадей по химии
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внеш ний вид. Н а ее обложке (или первой
странице) делается следующая запись:

Тетрадь
для работ
по химии
ученицы 8 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для контрольных работ
по химии
ученицы 8 класса
МБОУ «Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для практических работ
по химии
ученицы 8 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Записи в тетрадях ведутся в соответствии с общ ими требованиями к оформлению.
Для выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного), цветных карандашей.

11.3.Порядок проверки письменных работ по химии
Рабочие тетради по химии, в которых выполняю тся обучающие классные и домаш ние работы,
проверяются:
-в 8-9 классах - после каждого урока только у слабоуспеваю щ их учащихся, а у остальных лиш ь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в две недели тетради
всех обучаю щихся были проверены;
-в 10-11 классах - после каждого урока у слабоуспеваю щ их учащ ихся, а у остальных проверяю тся
не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы не реже
одного раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
По химии обязательно проверяю тся практические и контрольные работы у всех учащихся.
Лабораторные опыты проверяю тся выборочно.
Учитель при проверке тетрадей подчеркивает, зачеркивает ошибку, записывает правильный
вариант выполнения задания ручкой с пастой красного цвета, а также исправляет допущенные

учащ имися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ош ибки, но
наличие этих ош ибок не должно напрямую влиять на отметку за работу по данному предмету.
В рабочих тетрадях делается запись «Тетрадь» и вы ставляется отметка. В конце месяца
данная отметка вносится в отдельную графу без даты на предметной странице классного журнала,
с установленным типом отметки «Т».

12.Требования к ведению тетрадей по информатике
12.1. Количество и назначение тетрадей по информатике
У чащ иеся пользую тся стандартными тетрадями в клетку.
Тетради делятся по назначению:
1 тетрадь - рабочая, для классных, домашних, самостоятельных работ, тестов;
1 тетрадь - для практических работ;
1 тетрадь - для контрольных работ.
Тетради для контрольных, практических работ находятся у учителя в кабинете и выдаю тся
обучающимся только для выполнения соответствующ ей работы и работы над ошибками.

12.2. Требования к оформлению и ведению тетрадей по информатике
Тетрадь по предмету должна иметь аккуратный внеш ний вид. Н а ее обложке (или первой
странице) делается следующ ая запись:

Тетрадь
для работ
по информатике
ученицы 7 класса
МБОУ «Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для практических работ
по информатике
ученицы 7 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Тетрадь
для контролъныхработ
по информатике
ученицы 7 класса
МБОУ « Чайкинская школа»
Ивановой Анны

Записи в тетрадях ведутся в соответствии с общими требованиями к оформлению.
В тетрадях для практических работ записывается дата выполнения работы, номер и
название работы, цель работы. П рактическая работа должна состоять из двух частей:
теоретической и практической. Теоретическая часть проводится в форме теста и записывается в
тетрадь. П рактическая часть выполняется на компьютере, сохраняется в личную папку ученика. В
конце выполнения работы ученик записывает выводы в тетрадь.
Для выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного), цветных карандаш ей.

12.3..Порядок проверки письменных работ по информатике
По информатике обязательно проверяю тся практические и контрольные работы у всех учащихся.
Учитель при проверке тетрадей подчеркивает, зачеркивает ошибку, записывает правильный
вариант выполнения задания ручкой с пастой красного цвета, а также исправляет допущенные
учащ имися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки, но
наличие этих ош ибок не должно напрямую влиять на отметку за работу по данному предмету.
В рабочих тетрадях делается запись «Тетрадь» и вы ставляется отметка. В конце месяца
данная отметка вносится в отдельную графу без даты на предметной странице классного журнала,
с установленным типом отметки «Т».

13.Требования к ведению тетрадей по другим предметам
По остальным предметам учебного плана при необходимости заводится одна рабочая тетрадь.
Записи в тетрадях ведутся в соответствии с общими требованиями к оформлению.
Допускается использование тетрадей с печатной основой, входящих в УМК.

Д ля выделений текста и подчеркиваний используется простой карандаш и линейка. Однако
допустимо использование по указанию или разреш ению учителя пасты других цветов (кроме
красного), цветных карандашей.
Недопустимо обязывать учащ ихся в тетради составлять конспекты по материалам учебника
Учитель при проверке тетрадей подчеркивает, зачеркивает ошибку, записывает правильный
вариант выполнения задания ручкой с пастой красного цвета, а также исправляет допущенные
учащ имися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки, но
наличие этих ош ибок не должно напрямую влиять на отметку за работу по данному предмету.

14. Заключение
14.1 .Тетради для контрольных работ хранятся в течение всего учебного года в школе.
14.2.Контроль за ведением тетрадей осущ ествляется заместителем директора по УВР и
руководителями М О в соответствии с планом ВШК.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».